«Как ни странно, живя в XXI веке, пользуясь такими благами цивилизации как Интернет, мобильный телефон, гипермаркеты и чартерные поездки на море в Египет, многим людям при этом кажется, что лыжная трасса — это некая тропинка в лесу, накатанная ногами самих лыжников, или, в крайнем случае, подготовленная «Бураном» с прицепленной к нему кроватной сеткой-рабицей и сваренным в гаражах резаком. Причём подготовленная к важным мероприятиям лишь пару раз за зиму.
Нет, это не так! Лыжная трасса — это спортивное сооружение, которое требует создания, поддержания и подготовки. »
Иван КУЗЬМИН,
заслуженный мастер спорта России, чемпион
мира по лыжному ориентированию.
ПОДГОТОВКА ЛЫЖНЫХ ТРАСС
Лыжная трасса летом может быть трассой для бега и велосипеда.
Создание лыжной трассы может происходить как «с нуля», так и на основе уже имеющихся тропинок или исторически сложившихся кругов (трасс).
Прежде всего нужно определить, для чего создаётся трасса — для прогулок, для прогулок и тренировок, или и для прогулок, и для тренировок, и для соревнований. Также лучше сразу решить, будет ли трасса всесезонной — для бега, велосипеда, лыж или только зимней.
Как правило, легче получить поддержку от людей и организаций для крупных, продуманных проектов. Поэтому, чтобы сэкономить время и ресурсы, лучше сразу планировать делать всесезонную соревновательную трассу со срезками. Срезки позволят сократить длину трассы и/или убрать из трассы спуски- подъёмы, труднопроходимые для детей и начинающих. Также срезки позволят исключить «зимние» участки трассы — например, участки, проходящие по заболоченной местности и поэтому неподходящие для летнего использования.
Безусловно, идеально, если соревновательная трасса соответствует требованиям гомологации Международной лыжной федерации (Н5).
Эти требования определяют для различной длины дистанций и различных дисциплин лыжных гонок — например, такие параметры:
азличной протяжённости. На примере ниже — принципиальная схема системы трасс, которая сможет принять все форматы гонок. Система состоит из двух разных кругов — один для конька, другой — для классики, каждый по 3,75 км длиной. Благодаря срезкам можно сделать дистанции 2,5 км и 3,3 км, а также дистанцию для спринта. Эти два круга могут также рассматриваться как один круг в 7,5 км, пригодный как для раздельного, так и для общего старта, при условии, что ширина полотна трассы будет достаточной.
■ Ширина полотна подготовленной трассы для различных дисциплин — например, для дуатлона нужна трасса шириной 12 метров.
■ Набор высот на трассах различной длины, для разных дисциплин;
■ Соотношение протяженности подъёмов, спусков и равнины на трассах — их должно быть приблизительно по одной трети;
■ Расположение и компоновка лыжного стадиона — например, финишировать спорт-смены должны в сторону юга, чтобы солнце не мешало работе фотографов, нужно учесть расположение зрителей, комментаторов, смазочных кабинок, зоны тестирования лыж, разминочного круга и т.п...
В любом случае, нужно сразу определить, какой ширины будет трасса, и придерживаться этой ширины при работах. Если говорить о минимуме, то ширина «коридора» трассы должна быть не менее четырёх метров между деревьями. Так как накатывать трассу вплотную к деревьям небезопасно — подготовленное полотно трассы зимой получится около трёх метров шириной. Это предельно малая ширина, чтобы идти параллельно коньком и классикой. На соревнованиях на такой трассе участникам может оказаться тесновато. При такой ширине есть риск, что классическая лыжня на подъемах будет закатываться наискосок следами лыж людей, идущих коньковым ходом.
Если классическая лыжня закатывается следами лыжников, идущих коньковым ходом, то у лыжников, идущих классическим ходом, создадутся сложности с держанием лыж. Для хорошего держания классических лыж нужна гладкая, плотная поверхность лыжни. Поэтому нужно стремиться увеличить ширину полотна трассы, особенно на подъёмах.
Чтобы снежная поверхность трассы получалась гладкой, нужно в бесснежное время стремиться выровнять трассу в поперечном направлении и стремиться, чтобы в продольном направлении трасса была также выровнена, без резких бугров и ям. Повороты на трассе должны быть плавными, с хорошим обзором, это важно как для тренирующихся и катающихся, так и для водителей машин, готовящих трассу.
Ранней весной земля промёрзшая, и талая вода в землю уйти не может. Если талая вода будет находиться под снегом трассы, то снег будет таять в ней, поэтому нужно, чтобы вода не застаивалась на трассе.
Отведение воды от трассы проще всего сделать при помощи дренажных и водоотводящих канавок. При этом на полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода — полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой в разрезе, чтобы вода с неё скатывалась.
Дренажные канавки отводят воду из полотна трассы и осушают полотно трассы. Дренажные канавки должны быть выкопаны с учётом того, что со временем они будут заплывать, заиливаться. Необходимо делать дренажные канавки не менее 40 сантиметров глубиной, а лучше — поглубже. Дренажная канавка в разрезе — V-образной формы с прямым (900) или тупым углом в месте схождения стенок канавки. Дренажные канавки копаются вдоль края трассы, как можно ближе к деревьям, в первую очередь с той стороны трассы, с которой на трассу приходит вода. Желательно, чтобы канавки были с обеих сторон трассы, это способствует быстрейшему просыханию трассы весной и после дождя.
■ СНЕГОХОДЫ
Снегоходы — более бюджетный вариант, чем ратраки. Причём снегоходом с прицепным устройством можно начинать готовить трассу практически с первого снегопада.
Для подготовки лыжной трассы зимой нужен так называемый утилитарный снегоход с не узкой (от 50 см шириной и выше) и длинной гусеницей. Благодаря широкой гусенице утилитарные снегоходы обладают превосходной проходимостью и развивают высокое тяговое усилие. Желательно, чтобы гусеница была ошипована, это очень поможет при подготовке обледеневшей трассы, такие гусеницы продаются отдельно. Утилитарные снегоходы обычно снабжены тремя передачами — задняя, передняя и передняя пониженная — именно эта передача используется для подготовки трассы при большом количестве выпавшего снега. По компоновке — снегоходы с двумя лыжами впереди предпочтительнее по причине лучшей управляемости.
Примеры утилитарных снегоходов: отечественные «Буран» и «Тайга» (с широкой гусеницей), зарубежные «Ямаха» серии Викинг , «Полярис» серии Утилити
С точки зрения эксплуатации и надёжности приходится отдать должное зарубежным снегоходам. Отечественный «Буран» выпускается практически без изменений с 70-х годов и был популярен по причине своей широкой гусеницы и невысокой цены. Сейчас «Буран» утрачивает свои позиции, так как его цена подходит к уровню цены «свежего» подержанного импортного снегохода.
ПРИЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА
Классический набор прицепных устройств для подготовки трасс:
■ Борона или решётка,
■ Резак для классической лыжни,
■ Каток-барабан для прикатки снега.
■ Нормальный, установившийся снежный покров, пеньки и корни надёжно укрыты снегом. В зависимости от ширины трассы — два-три прохода бороной с зубьями, с небольшим перехлестом; если есть бугор от конька, то снять его бороной, это лучше делать идя противоходом. Бугор больше всего на подъёмах, и снегоходу легче, когда борона снимает бугор, идя под гору.
■ Если классическая лыжня уже с волной, то закатать ее бороной и нарезать новую; если позволяет ширина, это нужно сделать с другой стороны трассы или рядом, параллельно старой.
■ Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время, сразу после того, как с трассы ушли катающиеся — меньше шансов встретиться с лыжниками, а главное — после подготовки снег за ночь смёрзнется, трасса будет качественной и быстрой.
■ На спусках лыжню резать по краю, чтобы лыжники имели возможность выходить из лыжни, например, чтобы притормозить. На спусках с поворотом — лучше резать лыжню по внешнему краю, чтобы улучшить обзор едущему со спуска.
■ Если трассу готовить утром — снег не успеет смерзнуться и трассу легче разобьют.
■ Если трасса неширокая, то нужно периодически в течение сезона делать выезд только на снегоходе — приминать края трассы вдоль деревьев, чтобы было больше места по ширине разместить классическую лыжню и коньковую трассу. Во время таких выездов также следует убирать секатором и пилой нависшие над трассой ветви.
Пример — трасса 15 км со срезками на 3-5-10 км. Ширина 4-5 метров — 3 ширины бороны на коньковой полосе и классическая лыжня — по краю.
■ Один выезд — 4 часа с переодеванием, заправками и т.п. — исходя из этого формируется фонд зарплаты работника.
■ Зима в средней полосе России — 15 недель в среднем по 4 выезда в неделю (с учетом снегопадов и соревнований) = 60 выездов по 50 км (со срезками и т.п.) = 3.000 км пробега за зиму с затратами на горючее, масло, ТО, ремонт и амортизацию снегохода и прицепных орудий.
■ Жизненный цикл снегохода и орудий лучше считать на 5 лет.