В СССР любили и умели снимать комедии. Но в жанре комедия и деревенский детектив одновременно, запомнились советскому зрителю истории про советского участкового милиционера Анискина. Это был как бы одновременно и ответ создателям кино с Луи де Фюнесом и его жандармом, и советский ответ на картины про Фантомаса и Джеймса Бонда.
Блок картин состоял из четырех фильмов: «Деревенский детектив» 1968 года выхода, «Развод по-нарымски» 1972 года, «Анискин и Фантомас» 1973 года, и «И снова Анискин» 1978 года. Картины были интересны как все вместе, так и каждая по отдельности. Каждый фильм представлял собой отдельный детектив с элементами юмора, сатиры, мелодрамы и приключений. Единственное, что было постоянным в картинах — это главный герой Анискин в исполнении М. Жарова и его жена в исполнении Т. Пельцер.
Основой сюжета послужили повести В. Липатова про приключения деревенского милиционера. Режиссер И. Лукинский и сценаристы И. Мазурук и В. Липатов создали уникальные картины, которые посмотрели многие поколения советских зрителей, и которые приятно смотреть до сих пор.
А уж известных актеров, привлеченных к съемкам, знала и любила вся страна: М. Жаров, Т. Пельцер, И. Зарубина, Л. Смирнова, Р. Ткачук, А. Игнатьев, М. Овчинникова, Ю. Бурыгина, Р. Филиппов, М. Фомина, К. Тарасова, В. Головин, П. Шарапов, И. Шмаков, О. Балакин, В. Абрамов, В. Носик, А. Сафронов, Р. Мадянов, В. Байков, Е. Буренков, В. Березуцкая, В. Ананьина, А. Жарова, Л. Блинова, Б. Беглов, В. Духина, А. Нищенкин, М. Фомина, А. Чернов, В. Подвиг, К. Козленкова, Н. Самсонова, Ю. Пузырев, Н. Подгорный, Б. Щербаков, А. Белявский, Л. Борисов, В. Володин, В. Захарченко, Л. Овчинникова, А. Ларионова.
Любопытно, что у первого режиссером был И. Лунский, у второй картины режиссер был В. Рыжков, у третьей М. Жаров, В. Иванов, В. Рапопорт, а у четвертого фильма М. Жаров и В. Иванов.
Первый фильм получил приз и премию за лучший комедийный фильм на Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1970 году.
Прототипами главного героя были два сельских милиционера, с которыми был знаком сценарист, когда жил в Томске.
На создание всех картин кинематографистов подвигнул министр внутренних дел СССР Н. Щелоков, чтобы очеловечить образ милиционера и сделать его любимым народным героем.
Главная роль сразу писалась конкретно под М. Жарова. Это был персональный заказ из МВД. Актер не заставил себя упрашивать. В то время у него не было ролей ни в кино, ни в театре и на пенсии в свои семьдесят три года ему было безумно скучно. А чтобы быстро «войти» в роль он поросился «на стажировку» в милицию.
В одном из фильмов М. Жаров снял свою дочь в роли пионервожатой Ани. К сожалению, роль деревенского милиционера стала для М. Жарова последней в жизни. Ведь на момент съемок последней картины ему было далеко за восемьдесят. Но все четыре картины актер отыграл и отснял на одном дыхании и окружающие удивлялись его оптимизму, рабочему настрою и умению произносить огромные тексты при практически полной потери памяти.
На роль жены главного героя пригласили Т. Пельцер. Она раньше работала с Жаровым в одном театре, снималась в одних и тех же фильмах и между ними были давние дружеские отношения.
Съемки первого фильма проходили в селе Городня Калининской области.
Местные жители так обожали всю съемочную группу и лично актера М. Жарова, что постоянно подкармливали их своими сельскими запасами и заготовками.
После выхода на экраны первого фильма, руководство МВД подарило М. Жарову два милицейских мундира, сшитых специально на него. Когда у актера проходили встречи со зрителем, он всегда приходил в одном из мундиров.
Второй фильм снимался Главной редакцией литературно — драматических программ Центрального телевидения. И это был скорее спектакль, чем фильм. Пельцер была занята на других съемках и участие во второй картине практически не принимала.
Одним из самых кассовых и любимых фильмов стала третья история про Анискина. Снималась она опять же по заказу МВД для борьбы с молодежными бандами, которые активно подражая Фантомасу грабили граждан во всех городах и селах СССР, насмотревшись легендарного французского фильма.
В третьем фильме интересна работа актера Жарова и одновременно его же режиссура. Он и снимался в главной роли и был главным режиссером картины, и это в семьдесят три года. За технические тонкости съемок отвечал его сорежиссер В. Рапопорт.
Для Л. Смирновой эти фильмы так же стали возможностью продолжить свою кино карьеру. Ей было всего чуть за пятьдесят, но в кино сниматься не звали. Поэтому для нее эти четыре картины стали глотком воздуха.
Р. Мадянова, теперь знаменитого актера, а тогда мальчишку, сыгравшего Ромку, на съемках сопровождали родители. За это они получали огромную по тем временам зарплату, да и мальчику платили хорошие деньги. Именно после этих съемок он и решил стать артистом.
Третий фильм снимали в Нижегородской области, на берегу Волги, в деревне Великий Враг.
На съемках этой части местные жители настолько вжились в сам сюжет фильма, что стали критиковать актрису В. Березуцкую за сеяние интриг, а актеру Ткачуку помогали играть на баяне.
Четвертый и заключительный фильм снимали снова в той же деревне, где снималась первая картина.
В четвертом фильме А. Белявский играл сразу за мужчину и за женщину. Этот двойной образ он сам предложил М. Жарову, поскольку тот был режиссером картины. При этом актер был большого роста и женское платье ему с трудом, но нашли. А вот туфли сорок пятого размера найти уже не удалось и на съемках ему пришлось ходить в платье и кирзовых сапогах. Получилось настолько смешно, что Белявский так ходил и в перерывах между съемками и домой несколько раз ездил в гриме.
Все четыре части приключений деревенского милиционера с успехом демонстрировались не одному поколению советских зрителей, и до сих пор смотрятся с некоторой ностальгией и теплотой. А Жаров навсегда стал ассоциироваться со своим последним героем.