Найти тему
Советское Кино

Комедия, в точности раскрывающая пороки советской бюрократической машины

Советская трагикомедия «Прохиндиада, или Бег на месте» вышла в 1984 году и стала не только популярным фильмом, но и фильмом — зеркалом. Режиссер В. Трегубович и сценарист А. Гребнев сняли злободневную комедию, в точности раскрывающие пороки советской бюрократической машины.

Сюжет картины рассказывает о мелком служащем государственной конторы, который «умеет вертеться», знает важных людей, понимает к кому как втереться в доверие. Он умеет достать дефицитный товар и с выгодой его продать или подарить нужному человеку. У него все схвачено и все контролируется. Он приспособленец. Без морали и сдерживающих начал. Его не волнуют желания близких людей, он всем навязывает свою волю. И однажды попадает в поле зрения оперативников. Вся его жизнь летит под откос. Кончается картина не досказанным, интригующим финалом.

Фильм скорее напоминал журнал Фитиль, который показывали в кинотеатрах перед показом основного кино и он должен был изобличать пороки общественной жизни. Но картина смотрелась захватывающе и напряженно, на одном дыхании, из-за блестящего актерского состава: А. Калягин, Л. Гурченко, Т. Догилева, И. Дымченко, В. Зозулин, И. Горбачев, Н. Исполатов, И. Нефедов, В. Сошальский, В. Смирнитский, В. Ковель, Н. Сытин, Ю. Демич, Ю. Кузнецов, А. Жарков, А. Равикович.

Композитор А. Рыбников написал яркие мелодии к картине, которые акцентировали внимание зрителя на отдельных моментах фильма, и ненавязчиво дополняли сюжетную линию. То есть получился тот удачный случай, когда музыкальный образ совпал с героем сюжета. Более того, достигнута одновременно и некая его, образа, универсальность, и, с другой стороны, загадочным образом, в музыкальной форме передана атмосфера вплотную накануне перестройки.

Изображение со страницы https://www.teleguide.info/film58475.html
Изображение со страницы https://www.teleguide.info/film58475.html

Фамилии героев в картине говорящие. Это отсылало зрителя к традиции русских классиков литературы вводить персонажи с говорящими фамилиями для усиления эффекта от сюжета.

На роль главного героя пригласили сниматься А. Калягина — и не случайно. Когда-то артист успешно играл Чичикова в картине «Мертвые души». Нынешний его персонаж полностью повторяет характер Чичикова, поэтому роль писалась конкретно под Калягина. Критики, как и зрители посчитали эту роль артиста одной из наилучших его ролей.

На роль жены главного героя взяли Л. Гурченко. Актрисе всегда хотелось сыграть серую, ничем не примечательную женщину и это с успехом у нее получилось. Это не первый образ обычной женщины, созданный актрисой. В картинах Пять вечеров», «Старые стены», «Открытая книга» она уже работала над подобными характерами, но в «Прохиндиаде» образ жены, готовой следовать за мужем во всем, даже если он негодяй, ей удался лучше всего.

Образ для этой картины Гурченко взяла из наблюдений за некоторыми своими подругами. Часть реплик своей героине она придумала самостоятельно.

На роль дочери главного героя взяли Т. Догилеву, потому что режиссеру понравилось как она сыграла в картине «Блондинка за углом». Новая роль перекликалась с тем созданным образом и у актрисы не возникло никаких сложностей при работе над ней.

Многих известных актеров, таких как Жарков, Сошальский, Кузнецов, Горбачев, пригласили на роль второго плана. Но из-за своей харизмы и умения из любой роли делать главную, в картине они смотрятся на одном уровне с главными персонажами.

На волне успеха злободневной картины, в 1994 году было снято продолжение фильма, где рассказывалось все про того же главного героя и про его деятельность в образе предпринимателя. Но вторая картина прошла совершенно незамеченной зрителем и все вспоминают только первый фильм. Второй фильм был снят лично А. Калягиным в память о режиссере первого фильма.

И все же успешной оказалась только первая картина. Зрителю она понравилась, многие фразы ушли в народ. А образ приспособленца навсегда остался в памяти.