СПРАВКА
Саша Скочиленко — музыкант, художница, автор комиксов о ментальном здоровье, специалистка в области создания видеоконтента.
Уголовное дело о распространении «фейков об армии» (ст. 207.3 УК РФ) на Сашу завели после того, как она заменила несколько ценников в супермаркете на Васильевском острове на мини-листовки о ходе спецоперации и Владимире Путине. За это ей грозит до 10 лет тюрьмы.
Саша находится в заключении уже полтора года, несмотря на большое количество хронических заболеваний. Её интересы в суде представляют три адвоката: Юрий Новолодский, Яна Неповиннова, Дмитрий Герасимов и защитница Маргарита Кислякова.
Как в дело ворвались неопознанная медицинская справка и адвокат по назначению
Заседание по делу Скочиленко 11 октября началось с выяснений отношений между защитниками и судьёй. Председательствующая Оксана Демяшева пригласила адвоката по назначению. А три адвоката Саши по соглашению и её общественный защитник не ожидали этого.
Напомним, в прошлом заседании, 3 октября, не смог участвовать ни один адвокат: это был уже четвёртый будний день судебного процесса подряд, и все трое взяли больничный. Адвокат Юрий Новолодский тогда был в критическом состоянии из-за скачка сахара в крови. Судья Демяшева, объявляя перенос заседания в тот день, высказалась не совсем конкретно: так, что участники и слушатели поняли её слова по-разному.
„Одни решили, что она просто напомнила Скочиленко о возможности взять адвоката по назначению. Другие — что она постановила вызвать его на следующее заседание.
— Во избежание затягивания судебного разбирательства, с учётом сложившихся обстоятельств, а именно с тем, что адвокаты заболели, суд считает необходимым известить Скочиленко о том, что может быть приглашён адвокат по назначению, для того чтобы продолжить рассмотрение уголовного дела, также предлагается возможность заключить соглашение с другими адвокатами. И пригласить в судебное заседание защитника по назначению на заседание 11 октября, — сказала судья Демяшева 3 октября.
Сегодня адвокат по назначению сразу попросила сложить с неё полномочия в этом деле, иначе она будет пятым защитником. Остальные адвокаты Саши поддержали эту инициативу, и судья согласилась, назвав фамилию нового защитника не совсем понятно — вероятно, Селищева. Сразу после отвода из дела адвокат по назначению ушла.
После этого председательствующая огласила и приобщила к делу новую медицинскую справку о состоянии здоровья Саши. На ней всего одна фраза: «Этапом следовать может». На одном из предыдущих заседаний, 2 октября, адвокаты обратили внимание, что судья Демяшева сама произнесла эту фразу, зачитывая предыдущую медицинскую справку из СИЗО. Как выяснилось, в действительности в той справке этого не было. Такое поведение было одним из поводов для требования отвода судьи.
Сегодня адвокат Яна Неповиннова попросила показать новую справку и разрешить сфотографировать её. Так обнаружилось, что на ней нет ни фамилии врача, ни названия медицинского учреждения, ни разборчивой печати.
— Это не относимо к делу, это даже не является документом, — сказала Неповиннова.
Её поддержал адвокат Юрий Новолодский. Он расспросил Сашу о том, какие врачи и когда её посещали, что делали. Медики СИЗО, по словам Саши, осматривали её в последний раз 15 сентября (и на основе этого написали предыдущую справку).
Кардиолог «с воли» тем временем установила девушке суточный монитор ЭКГ и давления. Это необходимо, чтобы понять: кардиостимулятор нужен ей прямо сейчас или позже. У девушки наблюдаются паузы в сердцебиении, и если упустить момент, оно может остановиться. Причина — хронические заболевания и жизнь в СИЗО.
Саша предупреждала суд, что ей установят медицинские датчики, и просила назначить заседание на день, когда их уже можно будет снять — 13 октября. Но судью такой аргумент не убедил.
Потерпевшая сторона — общество?
Сегодня сторона защиты продолжила оглашать доклад ОБСЕ о происходящем в зоне СВО. Россия — член и один из основателей этой организации. Официальный доклад ОБСЕ перекликается с содержанием «потенциально преступных» листовок Саши. Защитница Мария Кислякова начала зачитывать его 3 октября, продолжила 11 октября, и это ещё не конец.
В семь часов вечера адвокаты предложили завершить заседание на сегодня и перенести его на другой день. Адвокат Новолодский напомнил, что после суда 3 октября, который продлился до 21:20, когда он пропустил два приёма своего лекарства, сахар в его крови поднялся почти до 19,5 единицы — при максимальной норме 6 единиц. Это показание к экстренной госпитализации.
Саша Скочиленко в свою очередь напомнила, что в её устройстве для суточного мониторинга скоро необходимо заменить батарейки, чтобы оно работало правильно.
Адвокат Дмитрий Герасимов же попросил об элементарном уважении и дружелюбии: ведь «всё было нормально», раньше можно было договориться, а потом что-то изменилось. Адвокат Яна Неповиннова озвучила рабочее расписание защитников на октябрь.
Прокурор с такими доводами не согласился и настаивал на ускоренном темпе судебного процесса.
„— Мы должны проводить заседания по этому делу если не каждый день, то через день.
Так, чтобы пусть не все адвокаты одновременно присутствовали, но кто-то из них. Я представляю интересы пострадавшей стороны. Потерпевшая сторона у нас — общество. Я настаиваю на дальнейшем рассмотрении доказательств, — заявил гособвинитель Александр Гладышев.
Судья Оксана Демяшева разрешила адвокату Юрию Новолодскому покинуть зал, учитывая его возраст и диабет. А в переносе заседания отказала.
Саша Скочиленко попробовала попросить о перерыве на 40 или хотя бы 15 минут, чтобы сходить в туалет и попить воды. Но и в этом ей было отказано. Точно так же как адвокатам было отказано в возможности поесть.
— Я чувствую себя зверем в клетке. Только зверям дают воду, а мне нет, — сказала Саша.
В восемь часов вечера защита снова запросила перенос заседания на другой день. В этот раз председательствующая «сдалась» и назначила суд на 13 октября.
За отвод судьи Оксаны Демяшевой: Лев Гудков, Ника Водвуд* и Кира Ярмыш*
Спустя несколько дней после предыдущего заседания, 6 октября, группа поддержки Саши Скочиленко объявила сбор подписей под открытым обращением в квалификационную коллегию судей Петербурга с требованием возбудить дисциплинарное дело в отношении судьи Оксаны Демяшевой. Самой судье предлагается взять самоотвод в деле Скочиленко или прекратить нарушение её прав. В обращении перечислены те же самые претензии, которые адвокаты Скочиленко озвучили в суде, настаивая на отстранении Демяшевой от этого дела (тогда она просто отказала в удовлетворении этого требования).
За пять дней открытое обращение «О недопустимом поведении судьи Демяшевой» собрало больше 2 400 подписей. Каждая из них верифицирована электронной почтой.
Среди подписавшихся:
- социолог, доктор, директор аналитического «Левада-центра»* Лев Гудков;
- социолог Елена Здравомыслова (соавтор книг «12 лекций по гендерной социологии», «Российский гендерный порядок» и других);
- YouTube-блогерка, фем-активистка Ника Водвуд* (nixelpixel);
- философ, создатель «Партии мёртвых», участник арт-группы {родина} Максим Евстропов;
- петербургские муниципальные депутаты Валерий Веремейчик, Александр Гребенкин и Ольга Фаттуш**;
- пресс-секретарь Навального*** Кира Ярмыш* (автор книг «Невероятные происшествия в женской камере № 3» и «Харассмент»).
11 октября группа поддержки Саши отправила обращение с подписями в коллегию судей Петербурга и лично Оксане Демяшевой. На заседании она озвучила, что ей поступило такое обращение, но не стала его рассматривать, поскольку его направили не участники судебного процесса (не сама Саша, не адвокаты и не прокурор).
Ранее был запущен сбор подписей в поддержку филолога Светланы Друговейко-Должанской, которую рекомендовала уволить из СПбГУ университетская этическая комиссия. Светлана — автор альтернативной экспертизы в деле Скочиленко. В суде Друговейко-Должанская раскритиковала заключение центра экспертиз СПбГУ, выполненное по заказу следствия, и участвовала в допросе своих коллег. В результате этическая комиссия обвинила её в том, что она нанесла урон репутации университета и высказывалась об экспертах СПбГУ с недопустимым сарказмом.
Открытое письмо в защиту Друговейко-Должанской набрало больше 3 500 подписей. Среди них — имена популяризатора науки Аси Казанцевой, литературного критика Галины Юзефович, историка и краеведа Льва Лурье и редактора просветительского проекта Arzamas Анны Красильщик. Во время судебного заседания 11 октября стало известно о том, что подписан приказ об увольнении Друговейко-Должанской: об этом сообщила она сама в социальных сетях. Филолог намерена судиться с университетом за свои трудовые права.
*Признаны иностранными агентами Минюстом РФ.
**Участница движения «Мягкая сила», признанного иностранным агентом Минюстом РФ.
***Внесён в реестр экстремистов и террористов Росфинмониторинга, осуждён за организацию экстремистского сообщества.
P.S.
Полная информация о деле Саши Скочиленко и делах других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», — в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по ст. 207.3 УК РФ.