В предыдущей статье, посвященной изменениям в кодификаторе ОГЭ по обществознанию, мною был приведен список новых тем. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке, данной ниже.
Сегодня рассмотрим первую тему из данного списка. Эта тема входит в раздел "Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире" и включает в себя следующие элементы:
- Информационное общество
- Профессии настоящего и будущего
- Непрерывное образование и карьера
Информационное общество
Согласно концепции американского социолога Даниеля Белла, существует три типа общества:
- традиционное
- индустриальное
- постиндустриальное (информационное)
Их можно рассматривать как ступени развития отдельного государства, последовательно сменяющие друг друга во времени, или как разные типы общества, существующие одновременно в пространстве в одном государстве, или в разных. Так, любое государство в своем развитии проходит этапы, на каждом из которых преобладает тот или иной способ хозяйствования и труда, доминируют те или иные институты, устанавливается та или иная система политического управления. В то же время, в разных регионах одного государства могут одновременно существовать разные типы общества. Или в рамках типологии Белла можно рассматривать в качестве образчиков с соответствующими признаками разные современные страны.
В историческом развитии возникновению традиционного общества предшествовала неолитическая революция (переход человечества от присваивающего хозяйства («экономика охотников и собирателей») к производящей экономике), переходу к индустриальному обществу - промышленная революция, а информационное общество стало результатом цифровой революции, начавшейся в середине XX в. и давшей человечеству компьютер и интернет.
Таким образом, информационное общество - это общество основой развития которого становится производство знаний и информации на базе передовых информационных технологий.
Профессии настоящего и будущего
Факторы появления новых профессий в современном мире:
- развитие информационных технологий (появление профессий IT-специалистов)
- глобальные экологические проблемы (появление профессий урбанист-эколог, портовый эколог)
- рост потребления (появления профессий промоутера, маркетолога, пиар-менеджера)
STEM (англ. science, technology, engineering and mathematics — естественные науки, технология, инженерия и математика) — обобщающий термин, используемый для группировки технических дисциплин, востребованных в современном образовании, необходимых для овладения профессиями будущего.
STEM-профессии:
- разработчики программного обеспечения
- аналитики данных
- физики
- эпидемиологи
- инженеры
- специалисты по охране окружающей среды и т.д.
Непрерывное образование и карьера
Значение образования в современном обществе:
- преемственность опыта (знаний, ценностей, культуры в целом)
- источник экономического роста (повышение производительности труда)
- сглаживание социального неравенства
- формирование личности, раскрытие ее творческих возможностей
- расширение кругозора
- успех в профессиональной деятельности
Непрерывное образование — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий.
Одна из основных форм непрерывного образования - самообразование - приобретение знание и навыков самостоятельно без помощи преподавателя.
Для овладения профессиями будущего и для повышения квалификации в любой профессии (что особенно актуально в условиях растущей конкуренции) самообразование играет важную роль.
Оно позволяет:
- сменить профессию в условиях изменения структуры рынка труда
- повысить квалификацию в условиях растущей конкуренции на рынке труда
- расширить кругозор и способствовать саморазвитию личности
Надеюсь, вы узнали много нового из моей статьи. Пишите в комментариях, что обо всем этом думаете и о каких изменениях в КИМ по обществознанию хотели бы еще узнать 😎