Найти тему

Информационное общество. Новая тема ОГЭ по обществознанию 2024.

Оглавление

В предыдущей статье, посвященной изменениям в кодификаторе ОГЭ по обществознанию, мною был приведен список новых тем. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке, данной ниже.

Сегодня рассмотрим первую тему из данного списка. Эта тема входит в раздел "Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире" и включает в себя следующие элементы:

  • Информационное общество
  • Профессии настоящего и будущего
  • Непрерывное образование и карьера

Информационное общество

Согласно концепции американского социолога Даниеля Белла, существует три типа общества:

  • традиционное
  • индустриальное
  • постиндустриальное (информационное)
Типология обществ Д. Белла
Типология обществ Д. Белла

Их можно рассматривать как ступени развития отдельного государства, последовательно сменяющие друг друга во времени, или как разные типы общества, существующие одновременно в пространстве в одном государстве, или в разных. Так, любое государство в своем развитии проходит этапы, на каждом из которых преобладает тот или иной способ хозяйствования и труда, доминируют те или иные институты, устанавливается та или иная система политического управления. В то же время, в разных регионах одного государства могут одновременно существовать разные типы общества. Или в рамках типологии Белла можно рассматривать в качестве образчиков с соответствующими признаками разные современные страны.

В историческом развитии возникновению традиционного общества предшествовала неолитическая революция (переход человечества от присваивающего хозяйства («экономика охотников и собирателей») к производящей экономике), переходу к индустриальному обществу - промышленная революция, а информационное общество стало результатом цифровой революции, начавшейся в середине XX в. и давшей человечеству компьютер и интернет.

Таким образом, информационное общество - это общество основой развития которого становится производство знаний и информации на базе передовых информационных технологий.

Профессии настоящего и будущего

Факторы появления новых профессий в современном мире:

  • развитие информационных технологий (появление профессий IT-специалистов)
  • глобальные экологические проблемы (появление профессий урбанист-эколог, портовый эколог)
  • рост потребления (появления профессий промоутера, маркетолога, пиар-менеджера)

STEM (англ. science, technology, engineering and mathematics — естественные науки, технология, инженерия и математика) — обобщающий термин, используемый для группировки технических дисциплин, востребованных в современном образовании, необходимых для овладения профессиями будущего.

STEM-профессии:

  • разработчики программного обеспечения
  • аналитики данных
  • физики
  • эпидемиологи
  • инженеры
  • специалисты по охране окружающей среды и т.д.

Непрерывное образование и карьера

Значение образования в современном обществе:

  • преемственность опыта (знаний, ценностей, культуры в целом)
  • источник экономического роста (повышение производительности труда)
  • сглаживание социального неравенства
  • формирование личности, раскрытие ее творческих возможностей
  • расширение кругозора
  • успех в профессиональной деятельности

Непрерывное образование — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий.

Одна из основных форм непрерывного образования - самообразование - приобретение знание и навыков самостоятельно без помощи преподавателя.

Для овладения профессиями будущего и для повышения квалификации в любой профессии (что особенно актуально в условиях растущей конкуренции) самообразование играет важную роль.

Оно позволяет:

  • сменить профессию в условиях изменения структуры рынка труда
  • повысить квалификацию в условиях растущей конкуренции на рынке труда
  • расширить кругозор и способствовать саморазвитию личности

Надеюсь, вы узнали много нового из моей статьи. Пишите в комментариях, что обо всем этом думаете и о каких изменениях в КИМ по обществознанию хотели бы еще узнать 😎