В Москве на продажу выставлен Cadillac Model 30 Open Tourer, которому больше 100 лет. Все это время уникальный автомобиль стоял в гараже «Европейской Монаршей Особы», проживающей в Монако. Автор объявления утверждает, что автомобиль не бит (нэ крашэн!), оснащен двигателем объемом 3,7 литра (30 л.с.) и проехал всего 100 километров. Во многом этот Cadillac под номером «семь» уникален, так что давайте поподробнее разберемся, за что продавец просит 12 725 000 рублей.
Производство Cadillac Model 30 началось в 1909-м году и продолжалось до 1911-го. К тому моменту марка уже была признанным игроком в классе элитных автомобилей, хотя и выросла из останков первой автомобильной компании Генри Форда, с которым некоторое время жестоко конкурировала. Вот только за скоростью и ценами хитрого Генри угнаться не получалось. Даже первые модели Cadillac практически не отличались от Ford Model A. А после внедрения конвейера Ford вообще стал автопроизводителем №1 в мире и весь General Motors, в который Cadillac вошел только в 1909-м, как ни старался, не мог угнаться за основным конкурентом.
Чтобы дистанцироваться от Ford, Cadillac решил сосредоточиться не на скорости производства и ценах, а на точности, качестве и статусе. Благо основатель компании Генри Лиланд был оружейником и многие правила по точности сборки перенес в автопроизводство. Благодаря этому решению компания завоевала авторитет у покупателей и выиграла тест Дьюара (того самого Дьюара, который занимался производством виски и занимал место в парламенте Великобритании) на взаимозаменяемость. Модель Tonneau с одноцилиндровым двигателем, хоть и была во многом сходна с Ford Model A, но раскупалась весьма неплохо, несмотря на цену в 750 долларов.
До 1905 года Cadillac производил автомобили с одноцилиндровыми двигателями. Несмотря на скромный мотор, машины заслужили репутацию надежных и экономичных. Да еще и инженеры марки старались во всю: то вес уменьшат, то подвеску переделают, то подачу масла под давлением организуют.
В 1905-м марка выпустила Model D с четырехцилиндровым двигателем. Для того времени – серьезный прорыв. В двигателе использовалась патентованная система переменного подъема впускного клапана и гидравлический регулятор, разработанные инженером Алонсо Брашем. Автомобиль стоил 2800 долларов и, кроме двигателя мощностью 30 л.с., предлагал 3-х ступенчатую коробку передач и управляемую дроссельную заслонку – прообраз современного круиз-контроля.
Почти пять лет Model D производилась с разными вариантами кузова и двигателей, а потом наступил 1909-й и в декабре Cadillac представил Model 30. Фактически она была сделана на основе модели G 1907 года с с колесной базой 2540 мм. На этой модели использовался только четырехцилиндровый мотор – Cadillac уже вошел в GM и было решено, что слабые двигатели станут уделом менее престижных марок концерна.
На «тридцадке» впервые в истории марки была использована карданная передача. До этого все машины оснащались цепным приводом. Модель 1910-го года получила более мощный двигатель объемом 4,2 литра и полностью закрытый кузов, чего не предлагал ни один американский автопроизводитель. На основе Model 30 1909 года были созданы варианты 1912-го, 1913-го и 1914-го года. В варианте 1912-го года появился первый в мире электрический стартер, который сейчас используется повсеместно и электрическое освещение. Владельцам дорогих версий было даже доступно переговорное устройство, чтобы отдавать команды шоферу.
Модель 1909-го года поначалу предлагалась только с открытым кузовом Touring, Demi-Tonneau и 3-местный родстер. Продавец утверждает, что было выпущено всего 52 автомобиля этой комплектации, причем она самая дорогая – 2400 долларов. А до наших дней дожило всего 8 машин.
Кстати, цена нового Cadillac Escalade в США примерно 81 000 долларов, а в рублях чуть больше 8 миллионов.
ФОТО: Cadillac
Оригинал статьи и тест-драйвы на TroyTest.ru