Поют все: от деревьев до камней. Интерактивные музыкальные скульптуры по всему миру
Гул машин, шум стройки соседнего дома, трещание соседок под окнами — мы постоянно сталкиваемся со «звуковыми загрязнениями» в большом городе. Сегодня урбанисты, ученые, архитекторы пытаются изменить саунд-климат вокруг нас. А художники размышляют о том, как звук может позволить эмоционально пережить объем пространства, в котором мы находимся. Арт-объекты уже давно начали выходить из стерильных залов галерей и музеев в среду нашего обитания. Гармония природных звуков, музыкальные шедевры улучшают самочувствие людей в общественных пространствах, дают передышку от суеты мегаполиса, наполняют энергией и вдохновляют на творческие свершения.
«Поющее дерево», Ланкашир, Англия, 2006
В 2006 году архитекторы Майк Тонкин и Анна Лю создали самое необычное дерево, на котором играет ветер. «Поющее дерево» входит в ряд экологического искусства в Ланкашире и было задумано как часть проекта новых достопримечательностей XXI века. Металлическая конструкция из труб высотой три метра возвышается на английском хребте недалеко от города Бернли. Архитекторы объединили лаконичную архитектурную форму и уникальный музыкальный инструмент: трубы прошли тщательную настройку. Спиралевидные закручивания,, хоровое звучание, охватывающее несколько октав: в его звуках люди улавливают зов из глубин горных хребтов и кельтские напевы предков. Ветер играет свою музыку, вдохновляя и отсылая нас к природным началам.
«Солнце-барабан», Мурманск, Россия, 2021
Если ветер английских гор играет на металлических трубных деревьях, то мурманский борей осваивает солнечный диск. Арт-объект «Солнце-барабан», расположившийся на склоне у Кольского залива, был задуман коллективом «Арктикаметрии» и воплощен Weld Queen Studio. Основой акустического арт-объекта стал лепестковый барабан – глюкофон. Музыкальный инструмент XXI века сопровождает занятия йогой и погружает в нирвану. Мелодичное перкуссионное звучание настраивает на согласие с миром и снимает стресс. На инструменте может сыграть каждый, воспользовавшись специальной палочкой.
«Солнце» — первый звуковой паблик-арт проект, построенный за полярным кругом. Конструкция из тонких стальных прутьев создана с учетом суровых арктических бурь. Метод обработки горячим цинкованием позволил пережить объекту зиму.
Горожане приходят к месту, чтобы помедитировать, почувствовать связь с природой и индустриальным ландшафтом вокруг.
«Sonic Playground», Атланта, США, 2018
В общественных городских пространствах звуковая скульптура появляется в ярких красках. На центральной площади музея High Museum of Art в Атланте японский саунд-художник Юри Судзуки создал «Звуковую игровую площадку». Шесть красочных объектов предлагают поиграть и поэкспериментировать с искажениями звука. Музей благодаря интерактивным объектам вовлекает зрителей в коллективный творческий опыт. Четыре из них дизайнер создает из трубок разной длины и рожков, напоминающих рупор граммофона, в которых звук преображается в отдельных частях инсталляции. А две массивные тарелки передают голоса друг другу, и прохожие могут неожиданно заговорить с незнакомцами на другой части площадки. Эта работа сплачивает людей в игровой коммуникации.
«Мелодия света», Клин, Россия, 2019
Что помимо колонок и музыкальных проигрывателей точно отражает визуальность звука? Звуковая волна. Интерактивный артефакт «Мелодия света» в Музее И. П. Чайковского, совмещает в себе акустическую и светодиодную систему, реагирующих на движения людей вокруг. Точная копия звуковой волны возвышается на два метра и оснащена высококачественной аудиосистемой, которая создает удивительное музыкальное сопровождение к световым эффектам. В зависимости от того, насколько активны зрители, «Мелодия Света» меняет свою звуковую гамму и цветовую палитру, создавая неповторимую атмосферу и взаимодействие с публикой.
Проект медиа-художник Тарас Машталир задумывал более десяти лет, работая на стыке технологий, дизайна и современного искусства. Уникальный объект не имеет аналогов в России и в мире. Он гармонически соединяет звук и цвет, генерируя каждый раз новые колористические соединения.
Мультимедийный проект особенно заинтересовал детей, увлеченно следящих за яркими переливами цвета, и слушающих шедевры Петра Ильича Чайковского.
«Лэтибитрадио», Санкт-Петербург, Россия, 2021
Инсталляция в пространстве «Севкабельпорт» стала первой радио-скульптурой, транслирующей мелодию ветра, переработанного нейросетью. Арт-объект разработан в университете ЛЭТИ. Постамент обыгрывает старый радиоприемник, созданный еще Александром Поповым (он учился в ЛЭТИ!). 144 прута исходят из основания и улавливают колебания ветра. С помощью уникальной технологии и искусственного интеллекта, звуки превращаются в музыкальные композиции, которые транслируются онлайн и через динамик в основании скульптуры. Расположение этой удивительной работы не случайно как объясняют создатели. «Севкабельпорт» — это идеальное место, которое сочетает природную красоту Петербурга, его ветры и водные пути, а также творческий дух и готовность к новым идеям и инновациям. Арт-объект в Севкабеле стал вдохновением для интерактивного мегалита в другой части Санкт-Петербурга, о котором мы расскажем в конце статьи.
«Silent music», Тенерифе, Испания, 2002
«3 вертикальные колонки, 150 динамиков, 3-канальный звук» — именно так написано об инсталляции в парке Марипоса, у художника Робина Минарда. Лаконичные белые колонны с тонкими линиями проводов, напоминающих кувшинки, тянутся вверх будто к свету и солнцу из толщи воды. Они воспроизводят звук журчащей воды, записанный и усиленный динамиками. Художник пересматривает границы природного и техногенного мира, аудиального и визуального. Этот контакт двух миров побуждает нас размышлять и о границах наших возможностей, чувств, абсурдности и гармоничности мира. Исследуя звук, мы исследуем новые грани окружающей среды.
Арт-объект «Гром-камень» в жилом комплексе «Струны»
Концепция включения природных успокаивающих звуков находит воплощение и в мелодии карельского леса в новом доме «Струны», компании RBI. Внутри приватного двора расположится необычный мультимедийный арт-объект «Гром-камень» в виде карельского мегалитического сооружения - сейда, датированного 4-6 тыс. лет до н.э. При касании камень начнёт звучать, транслируя разнообразные звуки природы: шум воды, шелест листвы и пение птиц. Все аудиосопровождение будет собираться в Карелии специально для арт-объекта, а сенсорные датчики обеспечат интимное взаимодействие с сейдом.
Вокруг арт-объекта высаживается островок зелени, который состоит из богатого и живописного природного материала Карелии. Так инсталляция одновременно отвечает обустройству ландшафтного дизайна, созданного по образцу карельской природы, и музыкальной идеи проекта «Струны», навеянного наследием знаменитого композитора.
Помимо наслаждения искусством и природой, важную часть сценария жизни жителей дома составляют игровые пространства для семей с детьми. Идея сочетания вдохновения природой и музыкой также находит свое отражение в детских площадках, которые названы в честь произведений композитора: «Веселый поезд», «Песнь о лесах», «Светлый ручей». Важным критерием при строительстве стала инклюзивность игровых зон. Наши детские площадки включают оборудование для детей с ограниченными возможностями. Простые, но важные детали площадки создают свободное пространство для любых игр.
Железная дорога, игривые дорожки-ручейки, экскаватор, транспортировочная станция для игры с песком, веревочные сетки-лазалки — дети придумают любые игры, используя многофункциональное пространство, созданное из природных теплых материалов. На одной из площадок установлен еще один интерактивный объект, созданный из природных материалов.
Аудио-тактильное взаимодействие создает «пространство вовлеченности». Мы приближаем искусство к вашим домам, чтобы оно создавало среду, в которой хочется жить и творить. Арт-объекты дома станут частью исследовательского и творческого мира ребенка, который в повседневной жизни будет соприкасаться с искусством и природой.
Познакомиться с проектом и изучить все детали арт-объектов можно на сайте, там же указана форма обратной связи для заявок на подборку квартиры в комплексе.