Славяне. Древняя языковая общность со сложной историей происхождения, о которой историки и другие ученые спорят до сих пор. С определенной долей уверенности можно говорить только о том, что все славяне происходят из одного корня.
Общие мотивы в мифах, сказках, эпосе и других произведениях устного народного творчестве есть у всех народов земли. Одинаковые сюжеты либо происходят из одного корня, либо это популярные «бродячие сюжеты», либо одинаковые сюжеты появляются параллельно из-за схожих трудовых, социальных и природных условий жизни народов.
Все три пути возникновения у разных народов одинаковых сюжетов в фольклоре не противоречат друг другу и могут существовать одновременно. Однако сегодня речь пойдет о сюжете, который зародился во времена общности всех славян, до того как наши предки, осваивая обширные земли Европы разделились на восточных и южных славян.
Есть много версий, где могли жить наши общие предки. Самая распространенная версия в официальной науке помещает предков славян, во мшистые болота Приднепровья. Однако потом они неожиданно почувствовали силушку богатырскую и распространили своё влияние на всю восточную Европу. Более фантастические и альтернативные версии помещают наших предков в северный Казахстан, Западную Сибирь, Гиперборею. И по ещё одной, учитывая древнюю славянскую топонимику в Карпатских горах, помещают тех первых славян в подкову Карпат.
И какая бы версия не оказалась впоследствии подтвержденной и железной правдой, для нас главное, что когда-то славяне были единым, живущим на общей земле народом. И в современном фольклоре славян можно увидеть подтверждения этого.
Конечно, многие фольклорные мотивы и сюжеты могли «переходить» от одних славян к другим уже после разделения. Однако эпос почти не порождает бродячих сюжетов. Разные народы могли жить в одной деревне, но эпические жанры не впитывали мотивы из эпосов соседей. Так, например, в Карелии руны и былины не перемешивались между собой, персонажи былин не попали в руны и наоборот.
Но есть в эпосе русских и южных славян один эпический сюжет, который повторяется вплоть до мелких деталей. Это русская былина «Святогор и тяга земная» и южнославянская «Марко Королевич теряет половину силы».
Невозможно представить, чтобы северная былина каким-то образом перешла на Балканы и так там всем понравилась, что превратилась в эпическую песню у македонцев, сербов и болгар. Так же невозможно, что южнославянская поздняя песня пришла в Россию, приобрела тут архаичные черты и прижилась на севере. Единственное разумное объяснение – этот сюжет зародился и был бережно сохранен славянами с тех далеких времен, когда славяне были единым родом-племенем.
Святогор и королевич Марко
Святогор – трагический персонаж русского эпоса. Богатырь, обреченный на смерть и умирающий во всех двух основных сюжетах о нём. Королевич Марко же наиболее яркий и полноценный героический образ южнославянского эпоса, он побеждает чудовищ и турок. Историческим прототипом Марко считается Ма́рко Мрня́вчевич самодержец всех сербов в 1371-1395 годах. Скорее всего королевич Марко заместил собой какой-то более древний образ, который был схож с русским Святогором.
А теперь сравним два фрагмента – один из юнацкой песни, а другой из былины. Двух певцов разделяли тысячи километров, один видел из окна избы ледяное море и суровую природу русского севера, а другой сидя у хаты играл на гусле и улыбался подрастающим будущим гайдукам. И оба пели одно и тоже, потому что оба они славяне:
Фрагмент юнацкой песни «Королевич Марко теряет половину силы»
Еще больше распалился Марко,
Торбу взял обеими руками,
Со всей силой тянет ее кверху.
Тонут его ноги в крепких кремнях.
Пот кровавый со лица струится,
От натуги выкатились очи,
Вот-вот вылетят они из впадин.
Зубы стиснул Марко от усилья,
И уста наполнилися кровью.
Торба же чуть-чуть пошевелилась.
И еще сильней напрягся Марко,
И поднял он торбу на две пяди,
От земли всего лишь на две пяди.
Затрещали все кости юнака,
Что-то в сердце вдруг оборвалося,
Весь затрясся Марко Королевич,
Выпустил он торбу, та упала.
На себя глядит — ушел он в камни,
Провалился в камни по колено.
Фрагмент былины «Святогор и тяга земная», Рыбников, I том, 86. Записано в Петрозаводском уезде.
Наезжает Святогор в степи
На маленькую сумочку перемётную;
Берет погонялку, пощупает сумочку - она не скрянется,
Двинет перстом её - не сворохнется,
Хватит с коня рукою - не подымется.
«Много годов я по свету езживал,
А эдакого чуда не наезживал,
Такого дива не видывал:
Маленькая сумочка перемётная
Не скрянется, не сворохнется, не подымется».
Слезает Святогор с добра коня,
Ухватил он сумочку обеима рукама,
Поднял сумочку повыше колен -
И по колена Святогор в землю увяз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течёт.
Где Святогор увяз, тут и встать не мог,
Тут ему было и кончение.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.