Найти тему

Совет психолога: как понять, почему ребенок не умеет находить друзей и поддерживать дружбу

Если школьник не рассказывает про приятелей, после уроков постоянно сидит дома и не приглашает в гости одноклассников, то рано или поздно, независимо от степени доверия между ним и взрослыми, родители почувствуют остроту проблемы. Ребенок одинок, у него нет друзей... как такое могло случиться?

О причинах, по которым школьник не заводит дружбу со сверстниками, мы попросили рассказать психолога Инну Шеховцову (Дзен Инны):

— Прежде всего важно понимать, что дружбу как явление каждый человек понимает и проживает по-своему. Например, если в семье один или оба родителя обладают высокой экстраверсией (та самая “душа компании”), и вдруг волей судьбы их ребенок – интроверт, или просто обладает более спокойным темпераментом, прекрасно чувствует себя в одиночестве и предпочитает общение малой группой сверстников. Вполне возможно, у родителей это вызовет непонимание и желание сделать своего ребенка похожим на себя.

Если школьник не рассказывает про приятелей, после уроков постоянно сидит дома и не приглашает в гости одноклассников, то рано или поздно, независимо от степени доверия между ним и взрослыми, родители

Бывает обратная ситуация, когда родители излишне контролируют круг общения своего ребенка (особенно в случае подростков), не поощряют дружбу, транслируют убеждение, что мир небезопасен, и людям доверять нельзя. В этом случае при определенных личностных особенностях ребенок может сам отгораживаться от сверстников.

Еще одной причиной может быть низкий эмоциональный интеллект, когда у ребенка отсутствуют базовые навыки общения (он не владеет своими эмоциями, а значит, не знает, как себя вести, из-за чего может быть не понят сверстниками). В подростковом возрасте ребенку может мешать низкая самооценка, из-за чего он может считать себя недостойным общения с желаемой компанией.

Бывает, что ребенок действительно оказался в неподходящем для него коллективе. Если он не может выстроить отношения только в школе, но при этом вполне успешно общается где-то на дополнительных занятиях или в спортивных секциях, вполне возможно, проблема не в способе коммуникации ребенка, а в сложившемся окружении.
-------------------------------
В следующем выпуске рубрики поговорим о том, как правильно начать разговор, чтобы ребенок сам рассказал, как он видит ситуацию и причины отсутствия друзей. А еще обсудим, какие советы можно ему дать, чтобы он смог с кем-то подружиться.
Подписаться на наш канал и читать еще больше интересного о детской литературе можно здесь.