Женские призраки, похоже, доминируют в загробной жизни. Реальны духи или нет, причины такого неравенства могут быть показательными.
Сан-антонио. Если вы проедете к югу от Техаса по Эпплуайт-роуд, мимо пожарной станции и завода Toyota, и остановитесь недалеко от реки Медина, вы сможете пройти несколько сотен футов по тихому лесу и пятнам солнечного света до того места, где небольшой мост пересекает журчащий ручей вне поля зрения с шоссе.
Там, в определенные вечера, когда последние лучи света пробиваются сквозь сгущающиеся тени, а шум ветра затихает в верхушках деревьев, у вас может возникнуть переживание, которое вам нелегко объяснить. Шорох в подлеске, мерцание в поле зрения, отчетливый стук копыт. Возможно, вы ее не видели, но, как сообщают многие посетители, Леди-Ослица была поблизости.
Говорят, что этот призрак с причудливым названием десятилетиями обитает на мосту Сан-Антонио. Посетители сообщают о звуках стука копыт и отдаленных криках, а также о присутствии призрака с изуродованным лицом и телом, скрывающегося поблизости. Некоторые даже утверждают, что нашли отпечатки копыт на своих автомобилях. Несмотря на очевидную опасность, или, возможно, из-за нее, мост Леди-осла стал популярным местом среди местных жителей, жаждущих встречи с привидениями, и своего рода туристической достопримечательностью.
“Когда я переехала в Сан-Антонио в 2002 году, первой остановкой, на которую меня привели друзья, была не Фиеста, не Набережная реки и даже не Аламо, а мост Леди-осла”, - говорит Марисела Баррера, художница из Сан-Антонио.
Согласно одной из версий этой истории, Леди-Ослик - это призрак женщины, которая жила за пределами Сан-Антонио более века назад и в одиночку разводила ослов на ферме. Она погибла в пожаре, который ужасно искалечил ее тело, и, не в силах обрести покой, ее дух задерживается возле моста.
Для Барреры это сверхъестественное упорство, в чем-то похожее на упрямых животных, которых вырастила неназванная женщина, является показателем силы ее духа.
“Леди-осел стоит на своем”, - говорит она. “У нее такая сильная воля, что она смогла выжить, несмотря на обстоятельства”.
Реальная или нет, Леди-Осел также является представителем любопытной тенденции, встречающейся во всем американском фольклоре. Значительная часть призраков, от вездесущей Леди в белом до призрачной “Миссис Спенсер: ”Те, кто посещал нью-йоркскую квартиру Джоан Риверс, - женщины.
Загробная жизнь - женская
Конечно, нет исчерпывающей базы данных о привидениях, на которую можно было бы ссылаться (хотя, возможно, она должна быть). Но просмотрите списки мест с привидениями и знаменитых призраков, и вы заметите явную предвзятость.
“Действительно, кажется, что цифры больше склоняются в сторону женских призраков”, - говорит Лианна Рене Хайбер, писательница и соавтор книги "История невидимых женщин с привидениями: правдивые истории американских призраков".
Возможные объяснения варьируются от сверхъестественного до обыденного. Обладают ли женские души большей силой прилипания? У женщин больше мотивации возвращаться после того, как их смертная оболочка была перетасована? Женские призраки более запоминаются нам? Или, возможно, мы с большей вероятностью подумаем о женщине в белом платье, когда увидим блуждающее пятно тумана (или эктоплазмы).
Возможно, как однажды написал мастер готики Эдгар Аллан По, мертвые женщины просто вызывают больший эмоциональный отклик, чем мертвые мужчины.
“Таким образом, смерть красивой женщины, несомненно, самая поэтичная тема в мире”, - писал По в своем эссе “Философия композиции”.
В рассказе Эдгара Аллана По "Лигейя" Лигейя с волосами цвета воронова крыла, изображенная здесь на иллюстрации художника Гарри Кларка 1923 года, заболевает и умирает.
Какова бы ни была причина, преобладание женщин-призраков интересно во многом по тем же причинам, по которым интересны сами призраки, независимо от вашей веры в сверхъестественное.
“Есть поговорка, что видеть - значит верить, но не менее верно и то, что верить - значит видеть”, - говорит Анна Стоун, психолог и исследователь из Университета Восточного Лондона. “Наши призраки являются отражением наших собственных убеждений о том, что должно происходить, наших собственных желаний”.
Что же тогда является общей нитью, объединяющей женские призраки, такие как Гертруда Тредвелл, которая обитает в Доме Торговца в Нью-Йорке, Ведьма Белл, которая мучила семью Белл в Теннесси, и неживая, несчастная любовница, которая, как говорят, цеплялась за машины, проезжающие по мосту Эмили в Вермонте? Как и эволюционирующая роль женщин в обществе, ответ на этот вопрос сложен.
“Женская идентичность в том виде, в каком она сформировалась в западном обществе за последние два-три столетия, состоит из множества слоев, которые накладываются друг на друга и пересекаются со смертельным”, - говорит Андреа Джейнс, которая управляет туристической компанией ghost tour, Boroughs of the Dead, и в соавторстве с Хибер написала Историю женщин-невидимок с привидениями.
Кто боится Женского Призрака?
Одним из важных факторов может быть влияние викторианской эпохи, когда рассказов о привидениях было множество, на современную культуру. Это было время, когда гендерные роли становились жестко ограниченными, говорит Хибер, в ответ на меняющееся индустриализирующееся общество.
Это означало, что женщины были более тесно привязаны к домашней сфере и своим домам даже после смерти. Во времена, предшествовавшие появлению похоронных бюро, именно женщины часто обмывали и готовили покойников, что еще больше укрепляло их связь со смертью. Добавьте к этому склонность к романтизации смерти, как это делал Эдгар По, и вы получите формулу запоминающихся мертвых женщин - и их призраков.
По словам Хайбер, в это время женщины также играли более важную роль в потустороннем мире, начиная с их участия в спиритическом движении в качестве медиумов и заканчивая растущим числом авторов 19-го века, таких как Рода Бротон и Шарлотта Риделл, пишущих истории, населенные призраками, которые часто были женщинами.
Викторианский медиум Эусапия Палладино проводит спиритический сеанс во французском доме астронома Камиля Фламмариона 24 ноября 1898 года.
“Насос был как бы создан для того, чтобы женщины были вовлечены в историю о призраках, потому что они были непосредственно вовлечены в ее создание”, - говорит Хибер.
Предназначение призраков со временем тоже изменилось. Во времена средневековья призраки были воплощением поучительных историй. Женщина могла вернуться в виде призрака, если она преступала границы общества или совершала предполагаемую ошибку. Подумайте, например, о призраке Анны Болейн, бродящем по Хэмптон-Корту с головой под мышкой.
Эти поучительные истории имеют двоякий смысл. Во времена средневековья превращение в призрака обычно было наказанием за проступки, реальные или мнимые. Позже именно призраки, подобные ведьме Белл, по слухам, убили патриарха семьи Белл Джона Белла, совершив наказание.
“У нас у всех есть врожденное чувство справедливости”, - говорит Стоун. “Нам нравится видеть, как плохие люди наказываются, а хорошие вознаграждаются, сколько бы времени это ни заняло”.
Для женщины, подвергшейся насилию со стороны мужа или изгнанной своей общиной, царство после смерти, возможно, было единственным доступным способом получить компенсацию. Ее история, рассказанная женщинами членам своей семьи и друзьям, могла бы послужить своего рода исцелением.
“Есть какое-то утешение в том факте, что ты можешь вечно преследовать кого-то, если он не смог удовлетворить твои жизненные потребности”, - говорит Джейнс.
Истории о привидениях также являются средством сохранения истории. Для женщин в прошлом, которые, возможно, не имели права владеть собственностью, представлять себя в суде или даже сохранять свои фамилии, история о привидениях может стать самым мощным средством запоминания.
Как призраки, женщины “обладают стойкостью, у них есть голос”, - говорит Хибер.
Женский призрак перезванивает
В Сан-Антонио этот голос стал буквальным в 2018 году, когда Баррера открыл горячую линию, по которой жители Сан-Антонио могли звонить и оставлять сообщения о своих встречах с Леди-Ослом. Некоторым счастливчикам Леди-Осел даже брала трубку и отвечала. По словам Барреры, на горячую линию поступили тысячи звонков, и ответы выявили сообщество с разнообразными, иногда противоположными мнениями.
“Леди-Ослик получала предложения руки и сердца”, - говорит она. “Она получала милые послания. Она получала смех. Она получала расистские послания”.
История леди-осла в том виде, в каком она была рассказана изначально, отражает некоторые стереотипы о женских историях о привидениях (стереотипы, которые также отражены в аттракционах "Дом с привидениями"). Ее видели старой девой, независимой женщиной, разводящей домашний скот на ранчо, где доминируют мужчины, которая, возможно, была маргинализирована своим сообществом. Ее смерть была ужасной, возможно, соответствуя ее статусу изгоя.