Найти тему
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 246 - Прикосновение Бездны

Оглавление

Добрый день всем. Сегодня взгляну на 6 место списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", которое занимает одна из главных работ британо-американского режиссёра Стэнли Кубрика.

Постер фильма
Постер фильма

6 место

"2001 год: Космическая одиссея"/"2001: A Space Odyssey"(1968)

Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 114 560;

Рейтинг IMDb - 8,3; Кол-во оценок - 723 647;

Режиссёр - Стэнли Кубрик.

«2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey, 1968)
Экипаж космического корабля «Дискавери» — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер HAL 9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий.

Без спойлеров

-2

Если судить по количеству оценок, то и на IMDb, и на КП "...Одиссея" не является самым известным фильмом Кубрика. Однако увы, "Цельнометаллическая оболочка" вообще сюда не попала, "Заводной апельсин", "Сияние", "Доктор Стрейнджлав..." и "Барри Линдон" стоят ниже и сильно ниже, — а вот "2001 год..." влетел в десятку лучших, остановившись в шаге от призовой пятёрки. Стало быть, что-то в ней есть.

-3

Когда я смотрел его для этого материала, это была как минимум третья наша встреча, если не четвёртая. Впервые я познакомился с ним примерно в 2017-2018 годах, и тогда мне вообще не понравилось. Вероятно, потому что я начал смотреть поздно ночью, отрубился в середине и досмотрел уже утром, — ну то есть так себе вышло, прямо скажем. Потом я видел его ещё раз или два, и результат был значительно лучше.

И когда я в очередной раз закончил его смотреть, мне вновь понравился, я был под впечатлением. Признаться по правде, "2001 год: Космическая Одиссея" — это чуть ли не единственный случай на моей практике, когда мне вообще не зашло в первый раз и отлично зашло во второй и последующие разы. Да, хватает ситуаций, когда мнение чуть корректировалось в ту или иную сторону, но кардинально оно не менялось ни разу до этого.

-4

Если вкратце о том, почему ленту любят критики, то это, как минимум частично, связано с её особым положением в истории. Это, может, и не самый первый фильм о космосе из существующих, но определённо один из важнейших, а может и вообще самый важный. То, как показал космос Кубрик, до него не показывал никто.

И я даже поясню за счёт чего "...Одиссея" настолько хороша, так как мало кто из профессиональных критиков не согласился бы с тем, что я буду говорить, пусть это и банальные вещи. Кому банальные, кому нет.

-5

Я буквально на первом же кадре, после вступительного с названием, подумал: "о-о-оу май, как же красиво". Даже те, кому не очень понравилось, признают, что с визуальной частью у Кубрика всё в полном порядке. Я после просмотра начал кое-что подозревать, сверился с Вики, — и действительно, здесь тоже использовали Техниколор, который я нахваливал в "Искателях" и считаю его мощным преимуществом. Использование Техниколора — + минимум 40% к красоте картинки.

-6

Но и то, что находится в кадре, за счёт чего а том числе он становится таким приятным глазу, — это дизайн. Он просто отличный. На сегодняшний день некоторые его детали отдают таким олдскульным представлением о будущем, например, дизайн программ и отображение информации на мониторах(напомнило "Чужого"), но это вообще выглядит ни разу не нелепо или так себе, и даже положительно влияет на атмосферу. Серьёзно, мне абсолютно до фонаря вся эта муть с монолитами, на фоне того, что и как снято. Если меня спросят, про что "Космическая Одиссея 2001 года", я скажу — про визуал, дизайн и создаваемую их союзом эстетику.

-7

Что касается сюжета, который мне обычно очень интересен в первую очередь, наряду со смыслом, то тут он есть, конечно, но... Эм... Ну, там плоские чёрные прямоугольники... Ам, ещё искусственный интеллект в качестве одного из персонажей, с которого списывали часть дизайна и задумки. Робот помощник капитана в "ВАЛЛ-И" очень похож на ХЭЛа(и без шуток про мультики, он в списке тоже был). А ещё концовка, в которой, э-э-э... ну там стакан падает и разбивается... Спойлеры, короче, но сюжет, при том, что его смыслу целые статьи посвящают, для меня здесь несколько второстепенен, и это тот случай, когда я готов с этим смириться, настолько мне здесь нравится то, что нравится. Так что сказал, кажись, обо всём, о чём хотел и мог.

Кстати, коль об этом речь зашла, то можно будет посмотреть, как говорят среди молодёжи "чекнуть", что там пишут в этих эссе по фильму. Интерес в принципе к этому есть, но прямо сейчас не хочу + не готов. Если вы спросите "почему", я вам скажу, что... ну... у меня болит живот и я хочу спать. Как вам такое? Не ждали небось такой важной информации в как бы типа критической рецензии? Жизнь полна сюрпризов.

-8

Со спойлерами

Для меня первая половина картины несколько удачнее, нежели вторая. В первой я исключительно созерцал, то за бибизянами в африканском велде, то за колесообразным кораблём, который кружится словно под играющую на фоне музыку Йоганна Штрауса, за попыткой Кейра Дуллеа забраться внутрь "Дискавери", и даже шизофренический приход, который здесь обозначает прорыв сквозь пространство и время, длящийся несколько минут кряду, меня не задушил.

-9

Во второй половине начинается история корабля "Дискавери", становится больше сюжета и меньше эпичной красоты и широких планов. Стиль не теряется, но там действие в основном в замкнутом пространстве, нет того размаха. Но интерьер, дизайн ИИ, скафандров и прочего всё ещё "доставляет".

Скажу честно, я имею слабое представление о смысловом наполнении фильма. Всё, что я понял, что тут что-то про развитие человечества: бибизяны натыкаются на монолит, умнеют, становится людьми, те находят монолит в кратере на Луне, а через полтора года уже снаряжают операцию аж на Юпитер(хотя до этого вроде только на Луну могли летать — или нет?), в конце Боуман находит возле нужной планеты монолит, потом приход, потом странная сцена в какой-то белой комнате с неоклассическим стилем, ещё один монолит и космическое дитя, парящее недалеко от Земли.

-10

Ну окей, после нахождения каждого монолита люди становятся на одну ступень выше, как и их прогресс, и в итоге это привело одного из них к становлению парящим в космосе ребёнком, — и... что, какие выводы я должен из этого сделать? Да, это напомнило мне одну из концовок игры "Bloodborne", где герой стал Великим каким-то существом, но при этом превратился в кальмароподобного глиста.

Я даже не уловил, с чего вдруг свихнулся ИИ с добрым и ничуть не подозрительным именем ХЭЛ. И пусть в оригинале он пишется HAL, но по-моему достаточно очевидно, что это омофон слова "Hell", которое, думаю, многим знакомо и трудностей с переводом не будет. И я очень сомневаюсь, что это такая случайная и ничего не значащая созвучность. Верю.

-11

Понятно, что он обиделся на то, что его хотели вырубить из-за ошибки. Но а с чего вдруг всегда на 100% точный ИИ внезапно ошибся, и тем более, с чего вдруг научился обижаться и бояться? Зачем отрубил от систем жизнеобеспечения членов экипажа в анабиозе? Едва ли он их боялся, спящих-то. Или он хотел именно остаться один? Ну допустим, а дальше чего? Всё это его странное поведение связано с приближением к монолиту у Юпитера, или же сии непонятки стоит воспринимать по фильму как проблему нарастающего технического прогресса, в рамках которого машине зачем-то придали возможность испытывать человеческие эмоции? Короче, понял эту тему слабо. Но зато красиво. И музыка хорошая. Классическая в основном, а не написанная специально для картины, ну да ладно. Чего велосипед изобретать.

-12

Послесловие

"2001 год: Космическая Одиссея" — это лента, поражающая и гипнотизирующая своей картинкой и дизайном и по сей день, а в 1968 году, когда кино вышло, это была бомба поистине космического масштаба. Для меня это, пожалуй, лучший фильм режиссёра Стэнли Кубрика, несмотря даже на то, что сюжет и его скрытые смыслы и мотивы немного до меня дошли явно не в полном составе и объёме, — вот насколько он хорош и прекрасен. Однако, вероятно, среди зрителей найдутся такие, кто сможет понять суть этой истории яснее, нежели я. Буду только рад.

Определённо кино, заслужившее своё место в истории и списках лучшей кинофантастики и лучших фильмов всех времён. Viva Кубрик.