В столице Удмуртии прошел финальный отборочный этап в первый состав Детско-юношеского симфонического оркестра (ДЮСО) республики. По итогам отбора из сотни с лишним (!) заявок наставники программы «Юрий Башмет – молодым дарованиям России» назвали имена примерно половины юных музыкантов из Ижевска, Воткинска, Глазова, Можги и поселка Ува, которые вошли в основную и стажерскую группу нового коллектива. В интервью Удмуртской филармонии приглашенные эксперты из камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» резюмировали увиденное и услышанное прослушивания претендентов.
В локальной и глобальной перспективе
– Если говорить очень коротко, то Детско-юношеский оркестр Удмуртии – это благое дело, которое создает платформу для развития музыкального образования и профессионального музицирования на классических инструментах. Классических не с точки зрения временного периода, а исходя из традиционности использования, – небольшое обозрение мнений мы начали с трансляции позиции авторитетного отечественного трубача и педагога Леонида Гурьева. – Помимо того, что новый оркестр расширит и украсит музыкальное пространство родины Чайковского, он поможет сделать серьезные инвестиции в завтрашний день республики. Потому как способен выступить в качестве уникальной площадки для формирования общности интересов подрастающего поколения, когда у ровесников появляется цель не просто хорошо исполнить конкретное музыкальное произведение, но и найти настоящих единомышленников, искренне интересующихся сферой искусства, облагораживающей человека. Умножая востребованность классической музыки в социуме, мы видим, что искусство в целом может влиять на умы людей, делать их лучше, воздействовать на их подсознание и воспитывать их души. Поэтому увеличивая количество детей, мотивированных стремлением наладить через музыку взаимоотношения друг с другом, в глобальной долгосрочной перспективе очень важным мне представляется то, что юные музыканты получат возможность менять, обогащать и развивать собственный внутренний мир и одновременно внешние условия и обстоятельства нашей жизни. Вот в чем главная надежда и святая идея этого проекта!
Концерты для управления сценическим волнением
– Мне очень понравилось то, с каким ответственным отношением юные музыканты и их педагоги подошли к выступлениям на прослушивании. Все заметно волновались, но при этом было видно, что дети серьезно готовились к этому знаковому для них событию, – артист и концертмейстер Камерного ансамбля «Солисты Москвы» скрипач Андрей Поскробко продолжил коллегу и поделился своими впечатлениями. – Здорово и то, что в числе претендентов оказались ребята и девчата не только из Ижевска, но и со всей Удмуртии. Ну а когда прослушивание закончилось, то в общении с педагогами я заметил исключительную важность увеличения концертной практики для всех детей. «Старайтесь сделать так, находите все возможности для того, чтобы ваши ученики играли на сцене как можно чаще!» – посоветовал я учителям.
Правильное направление к самостоятельному выбору
– Большинство взрослых стремятся сделать жизнь своих детей максимально насыщенной, увлекательной, разнообразной и счастливой. На мой взгляд, те родители, которые ведут ребенка в музыкальную школу, поступают абсолютно верно. Потому что занятия музыкой с малых лет вырабатывают в человеке не только стремление к труду, но и знакомят его с интереснейшим делом, – дополнил резюме известный российский флейтист Александр Плисковский. – И мне отрадно, что больше сотни детей, принимавших участие в прослушивании в новый оркестр, уже идут по этому пути. Одни делают свои шаги чуть быстрей, другие – чуть медленней. И даже если завтра кто-то из них свернет в сторону с этой дороги, то в любом случае музыка все равно останется в их памяти. Ну а у тех, кто продолжит ход вперед по выбранной стезе, есть большая вероятность того, что музыка может стать их призванием. Тем самым делом жизни. Главное здесь состоит в том, чтобы педагоги и родители своевременно и правильно направляли детей, помогали им полезными советами, чтобы в момент взросления они продолжили уже осознанное движение вперед. Движение в профессию и в большое музыкальное искусство по пути, который они выбрали сами.
Первая ступень для восхождения
– Не нужно забывать, что каждый региональный Детско-юношеский симфонический оркестр является первой ступенью для последующего восхождения в состав Всероссийского детско-юношеского оркестра, которым руководит Юрий Башмет. Так что шанс поработать вместе с этим выдающимся маэстро представляется прекрасным стимулом для любого музыканта. А тем более для начинающего, – подчеркнул Андрей Поскробко, который уже четверть века играет под управлением народного артиста СССР, и с тезисом которого сразу согласились Александр Плисковский и Леонид Гурьев.
Потрясающая оркестровая история
– Во Всероссийском детско-юношеском оркестре играют музыканты в возрасте до 22 лет и в составе нашего коллектива периодически происходит ротация состава. Интересно, что сегодня самой юной из них – гобоистке – исполнилось всего 9 лет, – чуть больше месяца назад незадолго до начала спектакля «Евгений Онегин» на Центральной площади Воткинска в эксклюзивном интервью для Удмуртской филармонии с улыбкой акцентировал внимание маэстро Юрий Башмет. – Этот наш оркестр – потрясающая история, которая стала возможна благодаря фонду Президентских грантов и помощи одного из моих больших друзей. Мы регулярно собираем юных музыкантов со всей страны от Калининграда до Анадыря и на этих сборах, которые проходят по типу спортивных, работаем с ними очень много и увлеченно. Помимо репетиционной работы мы выезжаем на экскурсии и гастрольные туры, когда по вечерам выходим на сцену с концертами перед публикой. Несмотря на очень напряженный график и накопившуюся усталость, каждым новым утром юные музыканты готовы повторять этот маршрут снова и снова! Это не может не радовать. Потому как одна из самых главных наших задач – имею в виду взрослых людей, состоит в том, чтобы научить представителей молодого поколения жить в профессии, жить в обществе и в жизни в целом. Чтобы через творческий процесс и через труд они становились по-человечески лучше и росли хорошими людьми!
Правильные ответы в задачах повышенной сложности
В педагогической концепции русского педагога и писателя Константина Ушинского образование представляло собой интеграционное объединение обучения, воспитания и подготовки человека к труду жизни – физическому, умственному и нравственному.
И, кстати сказать, эта позиция, как и слова Юрия Абрамовича Башмета, напомнили четыре цели образования в XXI веке, которые несколько лет назад были озвучены в докладе Международной комиссии по образованию при ЮНЕСКО (специализированное учреждение при ООН по вопросам, образования, науки и культуры) под председательством европейского политического деятеля Жака Делора.
– Образование – это скрытое сокровище, которое базируется на четырех основных постулатах: научить приобретать знания, научить работать, научить жить и научиться жить вместе, – подчеркивалось в докладе.
Причем для лучшего понимания «всего прогрессивного человечества» каждый из постулатов расшифровывался отдельно.
- Научить приобретать знания – с учетом быстрых изменений, связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности. Современному человеку необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин.
- Научить работать, – т. е. совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.
- Научить жить, – т. е. лучше познать самого себя для наилучшего использования своего личностного потенциала.
- Научить жить вместе можно только осознав растущую взаимозависимость людей, стран и народов. Именно такая задача встает в связи с необходимостью осуществления совместных проектов по разумному и мирному решению неизбежных конфликтов.
Думается, что создание Детско-юношеских симфонических оркестров в России является одним из абсолютно правильных ответов в решении всех четырех задач повышенной сложности.
В апогее фестиваль искусств
Как мы уже сообщали, образовательный процесс юных музыкантов ДЮСО Удмуртии, главным дирижером и художественным руководителем которого стал Лев Накаряков, будет проходить в формате творческих смен.
В течение учебного года пройдут две смены, когда под наблюдением педагогов-кураторов по группам исполнителей юным музыкантам в интенсивном режиме предстоит разучить репертуар. Параллельно с этим пройдут сводные репетиции, мастер-классы от именитых преподавателей и мэтров отечественной музыки, а также совместное исполнение произведений с профессиональными артистами из Государственного симфонического оркестра республики.
Двумя апогейными точками дебютного сезона для новоиспеченного оркестра станут выступление на VIII марафоне искусств «НА РОДИНЕ ЧАЙКОВСКОГО» весной следующего года и официальная концертная презентация коллектива, намеченная на июль 2024 года во время 67-го фестиваля искусств «На Родине П.И. Чайковского».
Заметим, что это событие будет транслироваться в прямом эфире на портале Культура.РФ, информационных ресурсах Удмуртской филармонии, в социальных сетях и официальном сайте Детско-юношеского оркестра родникового края.
Текст: Александр Поскребышев