Найти тему
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 245 - Погоня за горизонтом

Добрый день всем. Сегодня поглядим на 7 позицию списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, которое занимает 4 и последняя в списке лента американского режиссёра Джона Форда.

7 место

"Искатели"/"The Searchers"(1956)

Рейтинг КП - 7,2; Кол-во оценок - 6 247;

Рейтинг IMDb - 7,8; Кол-во оценок - 96 808;

Режиссёр - Джон Форд.

Джон Уэйн играет бывшего солдата армии конфедерации Итана Эдвардса, который больше верит пулям, чем словам. Он разыскивает свою племянницу, похищенную команчами, которые убили всю его семью.
Ему не страшны ни голод, ни жажда, ни одиночество. За время своих отчаянных пятилетних поисков Итан находит то, что найти не ожидал: свою собственную человечность.

Без спойлеров

Джона Форда в топе было мало, но каждый раз при своём появлении он радовал. "Моя дорогая Клементина", "Гроздья гнева" и "Человек, который застрелил Либерти Вэланса" хорошие фильмы, и я рад, что "Искатели" не просто не ударили в грязь лицом, но закончили тему Форда в рейтинге на мажорной ноте. Фильм отличный.

7 место в топе лучших фильмов ever может показаться жирным, особенно когда позади собирают пыль титаны индустрии и монстры классики, но это уже вопрос к критикам и составителям. У них, исходя из того, что я прочитал, свой резон чтить творение Форда, который, как обычно, отличается от моего, более простого и приземлённого.

-2

О том, что тут привлекает критиков и меня немного тоже, расскажу уже в спойлерной секции, потому что без спойлеров это пояснить не представляется возможным. Поэтому сначала распишу свои жалкие мыслишки.

Какой же это красивый фильм. Как же я люблю Техниколор, как же он делает любой фильм, где он есть, лучше и краше. Если вы не смотрели фильмы с Техниколором, вы не можете знать, что такое краски и цвета на киноплёнке(я запрещаю).

-3

Как же хорош здесь Дикий Запад в виде штата Техас. Как мне любо было любоваться видом этой вечно уходящей в горизонт пустыни с редкими плоскогорьями. Как же хорош Джон Уэйн, и просто так, и в моменты драмы, когда его кажущиеся голубыми глаза выражают столько сдерживаемой боли. Вполне хорош юмор, который сконцентрирован во второй половине, и приятно разбавляет основное действие. А какой здесь финал мощный, какая музыка в нём играет, у меня аж мурашки по телу прошли. Как будто это я гонял по пустынному Техасу пять лет в погоне за индейцами, а не просидел 2 часа в кресле.

На текущий миг, когда пишу это, я посмотрел фильм день назад, но пока пересказывал свои впечатления захотелось посмотреть его ещё раз. Уверен, мы ещё пересечёмся. Поэтому лишним, пожалуй, будет говорить, что мне понравилось. Это не совсем обычная история, которую вы представляете, когда слышите "вестерн", но неспроста он, тем не менее, считается одним из лучших вестернов в истории кино.

-4

Со спойлерами

На самом деле, когда мы говорим о смысловой составляющей "Искателей", чего-то сложного здесь нет; по большей части, всё на поверхности, хотя есть и детали, что легко пропустить.

Если вы видели фильм, то едва ли от вашего взора ушла жёсткая позиция Эдвардса по индейцам, а также его некая неудовлетворённость обычной жизнью после Гражданской войны, закончившейся по сюжету три года назад. Его брат и дети в самом начале прямым текстом спрашивают у Итана, где тот околачивался после войны и почему так долго не возвращался.

-5

А не возвращался он по той же причине, по которой жаждал преследовать этих команчей. Не только из-за мести и ради возвращения своей племянницы. Если бы он так дорожил жизнью девочки, он бы внял совету миссис Йоргенсен не подвергать риску жизни юношей, и вряд бы стал в неё целиться, узнав о том, что за годы она уже стала одной из команчей. Но он не обращает внимания на увещевания Йоргенсен, нейтрально принимая Брэда и Марти в отряд, и вплоть до решающего момента Дебби для него было всё равно что уже мертва.

А всё потому, что он "не навоевался". Он не возвращался домой, к брату и его семье, потому что война так и не отпустила его. Он гонится за индейцами, потому что ненавидит из самой жгучей ненавистью. И поэтому он не заходит в дом со всеми в финальном кадре. Более того, он уходит обратно в равнинную пустыню.

-6

Потому что он больше не принадлежит этому миру. Семейные посиделки и разведение скота — это не его удел. Возникла ли эта отстранённость из-за войны или же была его частью всегда — неизвестно. Но для него в финале в этом месте всё кончено. Он сделал то, что должен был, что было правильно, и уходит обратно в свой мир, где его ждёт привычная ему дикая и полная опасностей жизнь, когда за ним закрывается дверь, погружая экран во тьму с отличной музыкой на фоне.

Таким образом, герой Джона Уэйна здесь — не обычный главный герой славного вестерна, он явно не отрицательный персонаж, но и до добряка ему далеко. На это явно указывают момент с выстрелом по глазам мёртвому индейцу, дабы тот, согласно их поверью, не мог отправиться в аналог загробного мира и вечно скитался в пустыне, и тот факт, что единственная сцена снятия скальпа именно за Итаном, то есть он ненавистных им диких индейцев он отличается не настолько колоссально.

-7

Тем не менее, в нужный момент он уступает своей чувственной стороне, не причиняет Дебби вреда и возвращает её в новый дом к Йоргенсенам, где её ждали столько лет и уже отчаялись увидеть вновь. Теперь всё будет относительно хорошо, насколько это возможно в их среде и времени. Но Итан хоть и обрёл, как пишут в аннотации, свою человечность, но для него это всё. Слишком глубоки старые раны.

-8

Также в фильме есть ряд мелких деталей, которые даже смотря внимательно, легко пропустить. Из тех, что я сразу приметил: открывающий кадр очень похож на зеркальный финальному. Когда первый и последний кадры в фильме рифмуются, мне это всегда очень нравится. Или, например, вы обратили внимание на могилу, у которой в начале пыталась спрятаться Дебби? А это, оказывается, могила матери Итана, на которой сказано в том числе, что она была убита команчами. Вот вам и корень ненависти. Или второстепенный персонаж Моус, который в предпоследней сцене чуть не умолял дать ему кресло-качалку, а в финальной сцене сидит на террасе угадайте в чём.

-9

А ещё существует теория, согласно которой Дебби — дочь Итана. Сторонники объясняют это тем, что в начале, когда Марта, жена Аарона, и Итан здороваются, они якобы едва-едва удерживаются от поцелуя; что девочке 8 лет, а в разговоре проскакивает, что он был здесь именно 8 лет назад; и что между этими двумя ощущается нечто этакое, хотя прямо или в диалогах это вообще даже не упоминается. Словом, что Итан наставил брату рога. Теория интересная, но лично мне это кажется несколько натянутым: я несколько раз подряд пересмотрел момент объятий Марты и Итана и, даже намереваясь его найти, не ощутил меж ними какого-то полового напряжения или страсти. Ну как бы просто жена брата, скучала, да, что тут такого?

Но если предположить, условно, что это правда или что я в это верю, то тогда конфликт Итана с Дебби становится ещё острее. Не видел дочь всю её жизнь, как вернулся её сразу же украли ненавистные коренные жители, а когда нашёл, то она уже одна из них.

-10

Исходя из вышесказанного, и того, что я хотел сказать, но забыл или лень, из картины можно выудить целый букет разных тем и вопросов: расизм, предубеждённость, жестокость, смешанное происхождение, неспособность примириться с определёнными аспектами жизни, ответственность, любовь, потеря, влияние войны на дальнейшую судьбу её участников, невозможность или высокая сложность опустить или стереть часть своей натуры, врождённую или приобретённую, смена времён, с дикой природы на цивилизацию, и ещё чего, о чём я забыл или не знаю.

Послесловие

"Искатели" — это заслуженно считающийся одним из лучших фильм в жанре вестерна, являющийся по совместимости также драмой и немного лёгкой комедией, за которым сложно обнаружить какие-либо минусы. Здесь отличные актёры, интересный сюжет и персонажи, который удерживает внимание все 119 минут хронометража, отличная красочная картинка с пейзажами техасской пустыни, приятная и ненапряжная любовная линия, редкий, но очень даже неплохой юмор, и широченный набор поднимаемых тем и вопросам, благодаря которому, я полагаю, кино считается одним из лучших вестернов из снятых и одним из лучших фильмов в истории кино вообще.

Что сказать, заслужили. "Искатели" — отличный фильм и сам по себе, и по смыслу, и по весу для жанра и кино. Viva двум Джонам, Форду и Уэйну.