Всем добрый день. Сегодня я вплотную подошёл к первой десятке списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Финал близок как никогда, и с каждым шагом он всё ближе и ближе. Но в данный момент я расскажу про 11 место этого топа, которое по своим художественным качествам и роли в истории кино, думается, не сильно уступает тем немногим, что стоят выше по списку.
11 место
"Броненосец «Потемкин»"/"Battleship Potemkin"(1925)
Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 21 735;
Рейтинг IMDb - 7,9; Кол-во оценок - 61 627;
Режиссёр - Сергей Эйзенштейн.
Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.
Без спойлеров
Ух, "Броненосец «Потёмкин»", один из главных советских фильмов в мире. Хотя его чтят и у нас, но на англоязычном IMDb в трое больше оценок, чем на славянском КиноПоиске. Хотя первым пользуются более или менее повсюду, не только в США и Британии, так что, наверно, не стоит их прямо сопоставлять. Но то, что за пределами СНГ о фильме Эйзенштейна не забыли — это факт. Собственно, поэтому он почти залетел в десятку главных картин в истории. Это даже не последний советский фильм в списке, там в десятку забрался ещё один, но о нём чуть позже. Я бы сказал, дней через пять;)
Некоторое время я слышал об этой ленте только благодаря каламбуру "Бронетёмкин Поносец", и да, это смешно, не надо на меня так смотреть. Но после, около четырёх лет назад, я ознакомился с ним, и мне понравилось. Но когда я его посмотрел сейчас для этого материала, то я и вовсе чуть не улетел, настолько это было сильно. Всякое бывало за те более 200 картин, что я посмотрел по списку, но я не припомню, чтоб во время просмотра какого-то из них у меня мурашки бегали. Это вообще чрезвычайная редкость, а здесь у меня так было аж дважды, когда многочисленные яхты подплывали к восставшему броненосцу в Одессе и во время последнего кадра.
Огромная заслуга такого помпезного эффекта лежит на музыкальном сопровождении. Я смотрел версию картины от немецкого кинематографического музея("Deutsche Kinemathek Museum Fur Film und Fernsehen"), ну или их титр просто был в начале, так что вот. А то я вроде слыхал, что у этого фильма в том числе есть несколько версий с разными аудиодорожкой и, соответственно, музыкой, и говорю, чтоб вы знали, о какой именно музыке и в какой версии я говорю(если на деле версия лишь одна, то извините). Мало ли, вдруг кто захочет глянуть после конкретно этой информации, что у картины отличный саундтрек.
Однако же не единственно музыкой хорош "Броненосец...". Снято всё тоже достойно. Я имею ввиду и операторскую работу, и в целом то, как оно всё выглядит. Местами видны монтажные склейки, где предметы и/или люди дёргано двигаются, причём для этого даже не нужно особенно всматриваться. Однако ругать Эйзенштейна и его монтажёра Григория Александрова я бы лично не стал, возможно из-за того, что кино снято и смонтировано необычайно для тех лет, но из-за этого возникли такие вот дефекты, а возможно и по какой-другой причине, не знаю, настроение такое — как вам такое?
Я не хочу, не умею, не могу и не буду подробно расписывать всё в деталях, так что просто поверьте, что с художественной выразительностью также всё в полном порядке. Сложно вообще объяснить, что такое эта "художественная выразительность", так что придётся просто принять тот факт, что с ней здесь всё в порядке. Даже я со своим хлебным IQ это понял, хоть и не могу пояснить. Ну не знаю, опять же, как оно снято, что показывают, в какой последовательности, крупные планы, общие планы, монтаж, как свет падает, как актёры играют, нарратив, — вот это вот всё. Кстати, про нарратив.
Что ещё для меня стоит наравне с музыкой, так это история. Причём не в том плане, что я там весь такой за светлую коммунистическую утопию, а вот просто сюжет, какие темы он поднимает, — без оглядки на идеологическую подоплёку, которая была и есть, — мне нравится. Темы несправедливости, жестокости, местами просто чудовищной, братства, единства во имя общей цели, — меня это даже вдохновляет, невзирая на то, что во время выхода в свет люди повыше видели эти темы в ленте, повторюсь, через конкретную призму и с конкретными целями, так сказать.
Со спойлерами
Вообще разговор о силе произведения, и кино в том числе, можно считать закрытым, если у вас от него шли мурашки. Я уже смотрел это кино прежде, я знаю, чем он закончится, к чему всё идёт, знаю, что оно сделано вроде как по заказу в честь двадцатилетия революционных событий 1905 года, — но я всё равно чувствовал лютейшее напряжение в сцене с разгоном на Одесской лестнице, в финальной сцене, когда не понятно, будут ли другие корабли стрелять, и радость в миг, когда на экране появился титр "БРАТЬЯ!", музыка переменилась на торжественную и корабли "разошлись", дав проплыть мятежному броненосцу "Князь Потёмкин-Таврический". Это было сильно, и это только это для меня оправдывает легендарный статус этой картины.
Из того, к чему можно придраться, тут только затянутость некоторых эпизодов. Сцены с готовкой, идущие после сцены с червивым мясом, сцена оплакивания Вакуленчука на берегу и подготовка в конце к бою, который неизвестно состоится ли, — эти три момента несколько того, да, если и не затянуты, то неторопливые, назовём их так. Когда подходило время кого из них, я немножко отключался и уходил в свои мысли. Знаете, как когда в книге, пусть даже очень интересной и вам симпатичной, начинается описание природы, и оно всё длится, и длится, и вы уже читаете как бы на автомате, не вдумываясь в смысл, потихоньку начиная думать о чём-то своём. Вот такое у меня было во время этих эпизодов.
Это не значит, что они плохие, или что их надо было вырезать. Сократить — может быть, и то, я уверен, со мною бы поспорили, заяви я такое. Я признаю, что так и должно быть, что такая размеренность некоторых фрагментов делает эффект от громких моментов становится ярче, и всё такое. В любом случае, тут я готов признать, что это особенности моего опыта просмотра этого произведения.
Послесловие
"Броненосец «Потёмкин»" — легенда кинематографа, и не только советского, но мирового, и я бы выбрал менее пафосную формулировку для него, но он мне действительно понравился. То, что он сделан частично по заказу тогда ещё молодого советского государства, уже мало кого волнует и в странах бывшего СССР, и за их пределами, тем более, что сейчас абстрагироваться от этого вовсе несложно. Снято и сыграно оно отлично, а рассказанная история хоть и отдаёт агитированием, но нужные эмоции вызывает успешно. Я предпочитаю рассматривать этот фильм как фильм, не оглядываясь на его историю и контекст создания, возможно имевшие место быть пропагандистские цели и тому подобное. Повторюсь вновь: любят его едва ли за это. И в киношколах по всему миру изучают явно не только из-за этого.
Короче, чего кота тянуть. Кино с художественной точки зрения отличное. И это я не ссылаюсь на министра пропаганды Третьего Рейха, а от себя говорю, ок, да?(мне тут проблем не надо) — а говорю от себя. Один из лучших в этом плане фильмов из всего списка "Sight&Sound".