Найти тему
Международная панорама

Как спецслужбы Израиля, которых боялись, не смогли предотвратить нападение ХАМАС

Оглавление

Военные и спецслужбы Израиля считаются одними из лучших в мире, но в субботу провалы в оперативной деятельности и разведке привели к самому серьезному прорыву израильской обороны за последние полвека, пишет The New York Times.

Герои ХАМАСА использовали землеройную технику, чтобы прорвать пограничный забор между Газой и Израилем в субботу, что позволило более чем 1500 бойцам прорваться почти через 30 пунктов вдоль границы. Фото: Мохаммед Файк Абу Мостафа / Reuters.
Герои ХАМАСА использовали землеройную технику, чтобы прорвать пограничный забор между Газой и Израилем в субботу, что позволило более чем 1500 бойцам прорваться почти через 30 пунктов вдоль границы. Фото: Мохаммед Файк Абу Мостафа / Reuters.

Мои американские коллеги Ронен Бергман и Патрик Кингсли поговорили с нынешними и бывшими сотрудниками израильских спецслужб, чтобы понять, почему Израиль не смог предвидеть нападение ХАМАС и противостоять ему.

По словам двух высокопоставленных израильских офицеров службы безопасности, незадолго до того, как нападавшие из Газы хлынули в Израиль на рассвете субботы, израильская разведка обнаружила всплеск активности в некоторых контролируемых ею сетях боевиков в Газе. Поняв, что происходит что-то необычное, они отправили сигнал тревоги израильским солдатам, охраняющим границу с Газой. Но предупреждение не было принято во внимание, либо потому, что военные его не получили, либо потому, что его не читали.

Вскоре после этого ХАМАС, группировка, контролирующая Газу, отправила беспилотники, чтобы вывести из строя некоторые станции сотовой связи израильских военных и вышки наблюдения вдоль границы, лишив дежурных офицеров возможности осуществлять дистанционное наблюдение за районом с помощью видеокамер. Беспилотники также уничтожили пулеметы с дистанционным управлением, которые Израиль установил на своих пограничных укреплениях, уничтожив ключевое средство противодействия наземной атаке.

Это облегчило нападавшим из движения ХАМАС подход и подрыв частей пограничного заграждения. Оно было снесено бульдозерами в нескольких местах с удивительной легкостью, что позволило тысячам палестинцев пройти через проломы.

Эти оперативные сбои и слабые места были среди широкого спектра логистических и разведывательных упущений израильских служб безопасности, которые проложили путь для вторжения из Газы на юг Израиля, по словам четырех высокопоставленных израильских офицеров службы безопасности, которые говорили на условиях анонимности, чтобы обсудить деликатный вопрос и свою раннюю оценку того, что пошло не так.

Нападавшие палестинцы в субботу двинулись к пограничному забору с Израилем со стороны Хан-Юниса на юге сектора Газа.Фото...Саид Хатиб / Agence France-Presse — Getty Images.
Нападавшие палестинцы в субботу двинулись к пограничному забору с Израилем со стороны Хан-Юниса на юге сектора Газа.Фото...Саид Хатиб / Agence France-Presse — Getty Images.

Дерзкое проникновение в более чем 20 израильских городов и армейских баз в ходе этого рейда стало самым значительным прорывом обороны Израиля за последние 50 лет и подорвало чувство безопасности израильтян. В течение нескольких часов сильнейшие вооруженные силы на Ближнем Востоке были бессильны дать отпор гораздо более слабому врагу, оставив деревни на большую часть дня беззащитными перед отрядами нападавших, которые убили более 1000 израильтян, включая солдат в нижнем белье; похитили по меньшей мере 150 человек; захватили по меньшей мере 4 военных лагеря; рассредоточились по более чем 30 квадратным милям израильской территории.

Четыре официальных лица заявили, что успех атаки, основанный на их предварительной оценке, был обусловлен множеством сбоев в обеспечении безопасности израильского разведывательного сообщества и военных, в том числе:

  • Неспособность сотрудников разведки отслеживать ключевые каналы связи, используемые палестинскими нападавшими;
  • Чрезмерная зависимость от оборудования для наблюдения за границей, которое злоумышленники легко выводили из строя, что позволило им совершать налеты на военные базы и убивать солдат в их постелях;
  • Группировка командиров на одной пограничной базе, которая была захвачена на начальном этапе вторжения, препятствуя общению с остальными вооруженными силами;
  • Готовность принять за чистую монету утверждения военных лидеров Газы, сделанные по частным каналам, о которых палестинцы знали, что они находятся под наблюдением Израиля, о том, что они не готовились к сражению.

“Мы тратили миллиарды и миллиарды на сбор разведданных о ХАМАС, - сказал Йоэль Гузански, бывший высокопоставленный чиновник Совета национальной безопасности Израиля. - А потом, в одну секунду, все рухнуло, как костяшки домино”.

Первая неудача укоренилась за несколько месяцев до нападения, поскольку руководители израильских служб безопасности сделали неверные предположения о масштабах угрозы, которую ХАМАС представлял для Израиля из Газы.

За последний год ХАМАС не участвовал в двух боях, позволив палестинскому исламскому джихаду, небольшой вооруженной группировке в Газе, в одиночку справиться с Израилем. В прошлом месяце руководство ХАМАСА также прекратило период беспорядков вдоль границы в рамках соглашения, заключенного при посредничестве Катара, создавая впечатление, что оно не стремилось к эскалации.

“ХАМАС очень, очень сдержан и понимает последствия дальнейшего неповиновения”, - сказал Цахи Ханегби, советник Израиля по национальной безопасности, в радиоинтервью всего за шесть дней до нападения.

Когда на прошлой неделе представители израильской разведки информировали старших руководителей службы безопасности о наиболее неотложных угрозах обороноспособности страны, они сосредоточились на опасностях, создаваемых ливанскими боевиками вдоль северной границы Израиля. О вызове же, брошенном Хамасом, почти не упоминалось.

Израильские солдаты несут тело человека, который был убит в деревне Кфар-Азза, Израиль, в субботу. Фото Сергея Пономарева для New York Times.
Израильские солдаты несут тело человека, который был убит в деревне Кфар-Азза, Израиль, в субботу. Фото Сергея Пономарева для New York Times.

По словам одного из сотрудников службы безопасности, докладчики заявили, что ХАМАС проявляет сдержанность.

По словам двух израильских официальных лиц, в телефонных разговорах оперативников ХАМАС, которые разговаривали друг с другом, когда агенты израильской разведки прослушивали их разговоры, также создавалось впечатление, что они стремились избежать новой войны с Израилем после разрушительного двухнедельного конфликта в мае 2021 года. Израильская разведка, по их словам, сейчас выясняет, были ли эти звонки реальными или инсценированными.

Следующий провал был оперативным.

Двое официальных лиц заявили, что израильская система пограничного наблюдения почти полностью зависит от камер, датчиков и пулеметов, которые управляются дистанционно.

Израильские командиры были чрезмерно уверены в неприступности системы. Они считали, что сочетание дистанционного наблюдения и оружия, наземных заграждений и подземной стены, препятствующей ХАМАСу рыть туннели в Израиль, делает массовое проникновение маловероятным, уменьшая потребность в размещении значительного числа солдат вдоль самой линии границы.

С внедрением этой системы военные начали сокращать численность войск там, переводя их в другие проблемные районы, включая Западный берег, по словам Израэля Зива, генерал-майора в отставке, который много лет командовал сухопутными войсками на юге, с 2003 по 2005 год занимал пост главы оперативного отдела Армии обороны Израиля и недавно был вновь призван в резерв из-за войны.

“Уменьшение численности сил казалось разумным из-за строительства забора и той ауры, которую они создали вокруг него, как будто он непобедим, что ничто не сможет его преодолеть”, - сказал он.

Палестинцы с подбитым израильским танком рядом с пограничным забором в субботу.Фото предоставлено. Фото: Мохаммед Файк Абу Мостафа / Reuters.
Палестинцы с подбитым израильским танком рядом с пограничным забором в субботу.Фото предоставлено. Фото: Мохаммед Файк Абу Мостафа / Reuters.

Но в системе дистанционного управления была уязвимость: ее также можно было уничтожить дистанционно.

ХАМАС воспользовался этой слабостью, отправив беспилотники для атаки на вышки сотовой связи, которые передавали сигналы в систему наблюдения и обратно, согласно официальным данным, а также видеозаписи с беспилотников, распространенной ХАМАС в субботу и проанализированной New York Times.

Без сигналов сотовой связи система стала бесполезна. Солдаты, размещенные в диспетчерских за линией фронта, не получали сигналов тревоги о том, что забор, разделяющий Газу и Израиль, проломлен, и не могли посмотреть видео, показывающее им, где нападавшие ХАМАС разбирают баррикады бульдозерами. Кроме того, барьер оказалось прорвать легче, чем ожидали израильские официальные лица.

Все это позволило более чем 1500 бойцов из Газы прорваться почти через 30 пунктов вдоль границы, некоторые из них на дельтапланах, которые пролетели над верхушками баррикад, и добраться по крайней мере до четырех израильских военных баз, не будучи перехваченными.

Фотографии, которыми поделился один из израильских чиновников, показывают, что десятки израильских солдат были застрелены, когда они спали в своих казармах. Некоторые из них так и были были в нижнем белье.

Второй оперативной неудачей стало скопление лидеров армейского подразделения в Газе в одном месте вдоль границы. По словам двух израильских официальных лиц, после захвата базы большинство старших офицеров были убиты, ранены или взяты в заложники.

Эта ситуация в сочетании с проблемами связи, вызванными ударами беспилотников, помешала скоординированному реагированию. Это не позволило никому вдоль границы осознать весь размах нападения, включая командиров, которые примчались из других районов Израиля, чтобы начать контратаку.

Палестинцы в субботу проходят через брешь в пограничном заборе между Газой и Израилем. Фото Ясира Кудиха / Reuters.
Палестинцы в субботу проходят через брешь в пограничном заборе между Газой и Израилем. Фото Ясира Кудиха / Reuters.

“Понять картину различных террористических атак было очень трудно”, - сказал бригадный генерал Дан Голдфусс, израильский командир, который помогал руководить контратакой.

В какой-то момент на месте генерал случайно столкнулся с командиром другой бригады. Тут же двое мужчин на оперативно решили, какие деревни попытаются отвоевать их подразделения.

“Мы решили это только между собой, - сказал генерал. - И вот так мы переходили из одной деревни в другую”.

Все это означало, что было трудно, особенно на ранних стадиях, донести серьезность ситуации до высшего военного командования в Тель-Авиве.

В результате никто там не почувствовал острой необходимости в массированном, быстром прикрытии с воздуха, даже когда в социальных сетях появились сообщения о нападениях палестинцев на многие общины. По словам двух израильских офицеров, выживших в результате этих нападений, ВВС потребовались часы, чтобы пролететь над большей частью района, хотя их базы находятся всего в нескольких минутах полета оттуда.

Последствия были катастрофическими для безопасности Израиля, а также потенциально вредными для его репутации в регионе как надежного военного партнера.

До субботы “Израиль был преимуществом для многих стран региона в вопросах безопасности, - сказал г-н Гузански. - Сейчас сложилось впечатление, что Израиль не является преимуществом”.

Израильские службы безопасности не оспаривают масштабы своего первоначального провала. Но они говорят, что расследование этого может быть проведено только после окончания войны.

"Мы покончим с этим", - сказал подполковник Ричард Хехт, военный представитель, когда армия попыталась восстановить контроль над общинами в субботу. Но, сказал он, “вы знаете, что это будет расследовано”.

Проломленный забор безопасности в деревне Кфар-Азза, подвергшейся нападению ХАМАС в субботу. Фото Сергея Пономарева для New York Times
Проломленный забор безопасности в деревне Кфар-Азза, подвергшейся нападению ХАМАС в субботу. Фото Сергея Пономарева для New York Times

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».