О бесплатной медицине и пользе диспансеризации рассуждает Анастасия Миронова.
Врачи вырезали у женщины шестикилограммовую миому. Это, если что, опухоль внутри матки. Живет в ней, распирает. Женщина годами выращивала свою миому, не подозревая неладное, а шесть кило списала на лишний вес. Опухоль обнаружили на медосмотре. Вероятно, до того женщина много лет не проходила никаких осмотров. Иначе как? Ну и миома матки это не бородавка, она же болит. И расти должна годами…
Ах, да, этот удивительный случай произошел не во время редкого визита гуманитарной миссии ООН в Зимбабве. Не в горах Непала и не на оленьем перегоне эскимосов — все случилось в Хабаровском крае. Вот такие у нас живут женщины. Выносить опухоль шесть кило и глазом не моргнуть — запросто.
После этой новости я вспомнила мужчину из Рыбинска: мы там прошлым летом видели на набережной торговца сувенирами с опухолью размером с футбольный мяч. Она висела у него на шее, над воротом рубашки. А еще я в России встречала человека с блуждающей грыжей: у него под майкой все время перекатывался жуткий шар размером с голову младенца. Есть такие патологии, ушиваются на раз-два, но крепкому деду было не до больницы: у него, наверное, рыбалка, огород, гараж...
Меня, кстати, подобные истории давно не удивляют. Дело в том, что в моей семье в нескольких поколениях был рак, который все заболевшие успешно вылечивали благодаря своевременной диагностике. Так что можно сказать, что я люблю ходить к врачам: знаю цену профилактики и раннего обнаружения тяжелых болезней.
Ну и так, в общем и целом, мне во взрослой жизни не очень-то везло: то астма на нервной почве, то проблемная беременность и последовавшие за ней пять операций, то сердце, то ухо, то варикоз... В общем, больницы я в России знаю на всех уровнях, от деревенского ФАПа до федерального медцентра. И, к сожалению, давно своими глазами увидела, что наши люди к врачам идут в последний момент. Покажут по ТВ ту же Африку, там как приезжает мобильный госпиталь, так не протолкнуться: очереди на несколько дней, люди спешат измерить рост, вес, давление, сахар... А у нас?
Например, когда у меня после лежачей беременности стали уставать ноги, я сразу пошла к сосудистому хирургу и на УЗИ. Получила диагноз, взяла направление, пошла на операцию, удалила пораженные вены и забыла. Но сколько людей с настоящими слоновьими ногами увидела я на каждом этапе! К сосудистым хирургам они шли, когда уже идти не могли — только ползком. Вены в шишках с кулак, ноги отекшие, опухшие. При том, что удаление вен обычным способом бесплатное. И больничный дают!
А сколько в сосудистой хирургии атеросклерозников! Вообще еле ходят, с трудом ворочают языком, в голове у многих от атеросклероза ранняя деменция, хотя сегодня все это можно до глубокой старости сдерживать приемом статинов. Два визита к врачу и потом наблюдение раз в пару лет. Но их в сосудистую хирургию уже приносят! Потом они долго и нудно живут, впадая в деменцию и валясь на руки несчастным родственникам.
О том, какие кадры сидят в наших поликлиниках в очереди к эндокринологу, нужно писать отдельную книгу. Одного не забуду никогда: толстый мужичок за пятьдесят, лицо круглое, красное, живот тугой, футболка на нем натянута как на барабане — вот-вот лопнет. Врач объясняет ему, что у него нашли диабет, сахар высокий, надо лечиться, а он: «Да что вы мне говорите, женщина, я ведро пельменей за раз съедаю, бутылку водки в одного легко уговариваю». И просит у нее какие-то справки для профосмотра. А сам такой, знаете, бурый уже, еще на градус разозлится — и сразу его удар хватит. И таких вагон.
Понимаете, к эндокринологу обычно идут те, у кого диабет еще не диагностирован, а собственно диабетики с диагнозам сидят в другой очереди — на выдачу инсулина. Так вот, те, кто готовится к приему в диабетики, выглядят порой монструозно. У нас появились люди по 150-200 кг. Я сама полная, чего уж скрывать, второй раз разъелась до 85 кг, но сразу села на диету и пошла в спортзал. Так это 85. А там сидят пастозные туши. Не будем вдаваться в модные темы бодипозитива и пр. Остановимся на том, что, раз эти люди пошли к врачу, значит, они чувствовали себя плохо. Но как можно только после 150 кило почувствовать себя больным?
И это я еще про женскую консультацию не рассказала — сколько там историй. Начиная с тех, где женщины только в родах узнают, что были беременны. Среди полных таких много. Спрашивают ее, ну как так, у вас же пропала менструация. А она у нее часто, оказывается, пропадает. А как же тошнота? Так ее постоянно тошнит, если не то съест. А лишний вес? Думала, что из-за сидячего образа жизни! В России бывали случаи, когда внезапно рожали девочки-подростки: они были настолько полными, что не замечали живота ни сами, ни их родители, а что изжога и тошнило, так их «всегда тошнит».
Еще могу сказать, что у каждого гинеколога есть отдельная папка с резидентами братской, вернее, сестринской могилы: это женщины, у которых диагностирован рак или предрак, но они годами не могут прийти на осмотр — им некогда.
Про что еще не сказала? Ах, про зубы... Советских и постсоветских людей узнавали по зубам. А сейчас? Ну, допустим, брекеты для многих в провинции еще роскошь, даже и до ортодонта не доехать. Но кариес лечить? Ведь лечат бесплатно, с анестезией, пусть и цементными пломбами. Почему же столько людей даже в центре Петербурга приходят к стоматологу с гнилыми зубами?
Ну чисто Африка. Хотя сравнение некорректное: мы не знаем, ходили бы или нет африканцы к врачам, если бы те были им доступны. А тут лечись — не хочу. И не хотят! При этом постоянно идут какие-то жалобы на бесплатную медицину. Да половина жалобщиков, я уверена, до последнего этой медициной не пользуется, пока уже не понесут их в поликлинику.
Что это, национальная придурковатость? Люди не понимают, чем оканчиваются болезни? Или они склонны к самолечению? У нас гигантское число аптек, они существуют лишь потому, что народ сам себе прописывает лекарства, по советам рекламы и знакомых.
А, может, это у людей фантомные страхи от столкновения с советской медициной? Многие боятся лечить зубы до сих пор, хотя знают, что не больно, но так натерпелись в молодости, что не могут переступить порог стоматологической клиники. Есть у нас жертвы советского акушерства и многочисленных страшилок про него. Это вообще огромная проблема: в стране уйма женщин, которые сами не застали СССР и 90-е, но боятся гинекологов по рассказам матерей и старших подруг. Таких очень много, они не ходят на плановые обследования, потому что им рассказывали, что там их будут унижать и делать больно.
Люди смутно помнят желтоватый свет ламп в советских врачебных кабинетах, постоянные взятки, допотопную медицину и лечение рака аппаратами УВЧ. Было такое, конечно. Но ведь крайне неумно не понимать, что времена изменились. Как можно несколько лет выращивать себе грыжу или, допустим, самостоятельно глушить гипертонию?
Была, кстати, в России инициатива выделять раз в год бесплатный выходной для прохождения диспансеризации. Я бы не только выделила, но и сделала ее обязательной! Не прошел — рестрикции. Вплоть до увольнения, если работа ответственная.
Люди так себя запускают. И ладно бы в пустыне жили или в голой степи — в Петербурге не дойдут до поликлиники. Ну как так? Зачем им прогресс, долголетие, подтяжки, ботокс, гиалуронка в губы, если они не могут пойти вырезать опухоль?
Анастасия Миронова для портала Альтерлит