4 августа свое 55-летие отметил начальник главной военной инспекции Вооруженных Сил генерал-майор Иван Богуславский. 38 лет своей жизни он посвятил благородной профессии Родину защищать… Незаметно, но весомо пришло время увольнения в запас…
Всегда хочется домой
Малая родина генерал-майора Ивана Богуславского – деревня Каливария Воложинского района. Он и сегодня любит приезжать в родительский дом, регулярно навещает маму, Янину Ивановну, к сожалению, отец Иосифа Георгиевич не дожил до сегодняшнего дня. Здесь все родное и близкое его сердцу. С ностальгией он вспоминает время, когда с азартом гонял с товарищами мяч по полю, в то время детворы в деревне хватало на две футбольные команды с лихвой. А до чего приятно было, поработав до пота, окунуться в прохладные воды местного озера!
Работы в деревне всегда предостаточно. Семья Богуславских была большая: Янина Ивановна и Иосиф Георгиевич растили шестерых детей. Сами трудились в колхозе – на ферме, а дети по мере сил и возможностей помогали им по хозяйству. От родителей Иван Иосифович унаследовал трудолюбие и стремление все всегда делать добросовестно, а как следствие – стремиться быть в числе лучших. Он и в школе ходил в отличниках, был призером и победителем олимпиад по математике, физике, химии.
– Говорят, учитель может или привить любовь к предмету, или уничтожить ее на корню, так, что ты на урок по этому предмету будешь идти как на каторгу. Я очень сильно любил школу и своих учителей. Они не только давали нам знания по общеобразовательным предметам, но и делились жизненной мудростью. В моем нынешнем звании есть и их заслуга. Они наравне с родителями закладывали фундамент моих будущих достижений, – окунулся в воспоминания генерал-майор Богуславский. О школе и учителях у меня самые теплые воспоминания. Я до сих пор считаю, что у нас были самые лучшие, настоящие учителя. Учителя с большой буквы – Борадако Никодим Иванович, Чесновский Иван Викентьевич, Волкова Нина Михайловна, моя любимая учительница математики – Пялейко Ядвига Вацлавовна, мои классные руководители – Юша Зинаида Васильевна и Иванкевич Наталья Евстафьевна. Моих школьных учителей можно перечислить всех, каждый из них оставил во мне по-доброму неизгладимый след. Несмотря на напряженную учебу в школе и обширные домашние обязанности, у меня было беззаботное детство обыкновенного советского мальчишки. Беззаботное, потому что мы четко себе представляли, что будет завтра, послезавтра, через год, два, пять… Сейчас моя деревня не та, что прежде, даже жилых домов осталось не больше семи. Но приехать домой мне по-прежнему хочется. Даже сегодня, даже сейчас. Даже в этом возрасте.
Я только съезжу, посмотрю
Профессиональных военных в роду Богуславских не было. Да и Иван мальчишкой мечтал трудиться на благо сельского хозяйства. Родители не вмешивались в выбор жизненного пути своих детей, при этом всячески поддерживали любые их начинания. Теперь, годы спустя, генерал-майор Иван Богуславский и не припомнит, в какой момент у него возникла идея стать военным. Вероятнее всего, в этом большую роль сыграл образ защитника Родины, который в те годы был везде – в литературе, кино, музыке… И из года в год в пору приемной кампании юноши со всего Союза штурмовали военные вузы. Только из выпускного класса Вишневской средней школы, которую оканчивал и Иван Иосифович, четверо парней намеревались осуществить мечту о военной карьере.
– В десятом классе я, можно сказать, стоял перед выбором, хотя для себя его давно уже сделал. В то время газета «Знамя юности» ежегодно проводила заочный конкурс по физике и математике для выпускников школ. По итогу пять лучших учеников из каждой области и города имели «пятерку» при поступлении на любой факультет Белорусского государственного университета. Я был в их числе, – рассказал Иван Иосифович. – Но к тому времени я уже твердо знал, что поеду поступать в военное училище. Только я хотел в Рязанское десантное... А на областной комиссии в Минске мне сказали, что с моим небольшим ростом (а я тогда был совсем маленький) меня там не допустят к вступительным экзаменам, и предложили ехать в Сумское высшее артиллерийское командное училище. Об артиллерии я тогда ничего не знал (кроме фильма «Горячий снег»), но аргумент, что по выпуску из училища я могу стать морпехом, десантником, пограничником… взял верх. Стоит сказать, что так оно и было. Но к выпуску я уже понял, что хочу быть хорошим земным артиллеристом. И мне думается, у меня это неплохо получилось. Помню, как мама говорила, когда я собрался ехать в Сумы: «Сынок, зачем тебе туда ехать? У тебя ведь уже для поступления в БГУ «пятерка» есть». А я ей: «Мама, я только съезжу, посмотрю – и вернусь». И вот уехал… На 38 лет…
Пришло время вести себя по-взрослому
В 1985 году конкурс при поступлении в Сумское высшее артиллерийское командное училище был большой – 12 – 14 человек на место. И отбор был строгий. Уже после первого экзамена по математике из группы в 22 абитуриента осталось 10 человек. Точная наука и Ивана Богуславского заставила поволноваться. Накануне вступительного испытания он решил повторить изученный в школе материал, но с удивлением обнаружил, что учебники по математике на русском языке. На Воложинщине все разговаривали преимущественно на белорусском, а язык Достоевского и Толстого был сродни иностранному. А тут на тебе – устный экзамен по истории, а следом – по математике. Но настойчивый паренек и не думал отчаиваться. В день экзамена, решив все примеры у доски, он, довольный собой, обернулся к преподавателю.
– Так, а теперь поясняйте, – строгий тон преподавателя стер улыбку с лица абитуриента.
Он пожал плечами. Людмила Никифоровна стала задавать наводящие вопросы, восприняв молчание паренька за робость. Иван Богуславский внимательно слушал, старался вникнуть во все математические термины, которыми преподаватель сыпала на русском языке, но в итоге сдался: «Давайте я лучше еще примеры вам решу». – «Я много лет преподаю высшую математику, но мне впервые указывают, как принимать экзамен», – осерчала экзаменатор, но «пятерку» все же поставила.
– Я был уверен, что поступлю в училище. Начал сомневаться только после тестирования по физо, к которому был подготовлен слабо, за что и получил «двойку», – продолжил рассказ Иван Иосифович. – На мандатной комиссии один из офицеров училища озвучил мои оценки: одна «четверка», три «пятерки» и «двойка». Помню, начальник училища, участник Великой отечественной войны генерал-лейтенант Морозов Анатолий Петрович обратился к комиссии: «Что делать будем?». Тут командир 5-й батареи майор Анатолий Петрович Фесенко, где я потом и учился, вскочил: «Товарищ
генерал-лейтенант, предлагаю зачислить. Слово даю, он после первого курса «отлично» по физо получит, да еще и мастером спорта станет». В принципе, так и случилась, только я стал не мастером, а кандидатом в мастера спорта. И спорт плотно вошел в мою жизнь: до 38 лет я мог норматив по бегу на сто метров пробежать быстрее солдата.
К слову, не только в ходе вступительной кампании был тщательный отбор абитуриентов. Курс молодого бойца в училище проходил настолько жестко, словно был направлен на одно: все случайные люди, все, кто ошибся с выбором профессии, должны были отчислиться. По собственному желанию. Первое время курсанты жили в учебном центре училища в палатках. Рядом была красивая березовая роща. Когда курсант Богуславский особенно сильно скучал по отчему дому, а на душе было тоскливо и муторно, он уходил вглубь этой самой рощи, подальше от посторонних глаз. В такие моменты отчаяния от написания рапорта об отчислении его удерживала мысль, что возвращаться домой будет стыдно. Как говорили в родной деревне: «Узяўся за гуж, не кажы, што не дуж».
Пришло время вести себя по-взрослому.
На «удовлетворительно» Родину защищать нельзя
Учиться курсанту Богуславскому было не сложно. Русский язык он освоил быстро, а имея превосходную память, не засиживался над учебниками. Хотя ритм учебы был очень жесткий. Особенно непростым был второй курс обучения. Его в училище негласно называли «приказано выжить». Будущие артиллеристы в этот период изучали сопромат, начертательную геометрию, теоретическую механику… Сложность изучаемых предметов лишь подзадоривала Ивана Богуславского – он стремился вникнуть, разобраться, докопаться до самой сути. Благодаря его стараниям в учебе однажды в деревню Каливария Воложинского района Минской области за подписью начальника училища пришло письмо супругам Богуславским с приглашением приехать на родительское собрание.
– Для родителей это было полнейшей неожиданностью. И вот сидят они в актовом зале. Преподаватели рассказывают про учебу курсантов, поднимают одних, вторых, выговаривая за далеко не лучшие оценки. А потом называют мою фамилию – и благодарят семью простых деревенских тружеников Богуславских за воспитание сына, – продолжает рассказ мой собеседник. – После этого дня мама больше никогда не сомневалась в правильности моего выбора.
Иван Иосифович благодарен alma materне только за знания теории, но и за уверенные практические навыки. Много занятий у курсантов проводилось на технике, оснащение учебного центра позволяло лучше усвоить особенности и специфику применения вооружения. К тому же в ходе занятий на тактических полях учебного центра инструкторы с опытом боевых действий в Афганистане подробно рассказывали о применении артиллерии в горах. Так после четырех лет обучения каждый курсант был подготовлен для должности командира взвода.
– К выпуску и «хорошистов» по физо практически не было. Причем это были честные, заслуженные оценки. Кафедру физподготовки невозможно было разжалобить, не убеждало этих преподавателей и то, что по всем остальным предметам у курсанта одни «пятерки». Не сдал нормативы – в отпуск не едешь. Это было нерушимым правилом для всех, – рассказал Иван Иосифович. – Посему ежедневная стандартная зарядка будущих артиллеристов составляла бег на шесть километров. И каждое утро на зарядке были все офицеры дивизиона. И все бегали.
Красной нитью на протяжении всех четырех лет обучения был принцип «На «удовлетворительно» Родину защищать нельзя», и этому принципу генерал-майор Иван Богуславский старался придерживаться всю жизнь. Это был своего рода лозунг преподавателей и курсовых офицеров Сумского училища, офицеров, о которых до сих пор Иван Иосифович вспоминает с огромной любовью.
– Командир дивизиона полковник Новосельский Александр Родионович, командиры батареи майоры Фесенко Анатолий Петрович и Сушинский Дмитрий Александрович, преподаватели – полковники Трофименко Павел Евгеньевич, Деревянчук Анатолий Иосифович, подполковники Чубис Владимир Федорович, Андриенко Эдисон Михайлович – это они делали из нас настоящих офицеров, профессионалов военного дела, за что нижайший им поклон, – подчеркнул генерал-майор Иван Богуславский.
Самое сложное – работа с людьми
Свой офицерский путь Иван Иосифович начал с должности командира взвода – гаубичного самоходно-артиллерийского. После выпуска по распределению отправился в Центральную группу советских войск в Чехословакии.
Приехал лейтенант Богуславский в полк, а тот – на полигоне. Так что пришлось ему с первых дней службы применять все знания, умения и навыки, которые дало училище. И делать все надо было четко, уверенно, поскольку доблестный личный состав не упустил возможности испытать молодого лейтенанта. Солдаты то и дело прикидывались необученными в работе с техникой и докучали вопросами: «Товарищ лейтенант, это не получается, то не выходит…». Лейтенант Богуславский понимал: дашь слабину – да, формально будешь командиром взвода, офицером, вот только уважение подчиненных не заработаешь. Но САУ 2С3 он знал хорошо, и не было такого вопроса, который смог бы поставить его в тупик.
На полигон лейтенант Богуславский приехал в августе, а в пункт постоянной дислокации полка вернулся только в ноябре. Все это время подразделения готовились, а затем прошли инспекторскую проверку Минобороны СССР.
Незаметно подошел срок солдатам и сержантам возвращаться «на гражданку». Но прежде чем отправиться на аэродром, откуда транспортная авиация доставляла военнослужащих по городам необъятного Союза, сержанты посчитали своим долгом забежать на минутку-другую к командиру взвода, попрощаться.
– Самое сложное в службе – работа с людьми. Казалось, еще недавно был курсантом – и вот у меня взвод порядка 25 человек. Во взводе: русские, украинцы, казахи, узбеки, грузины… И у каждого своя особенность, – вспоминает генерал-майор Иван Богуславский. – Конечно, чтобы солдата научить, надо самому знать технику и вооружение. Однако самое сложное из этих 25 человек сделать коллектив, который пойдет за тобой в огонь и в воду. Ты должен завоевать авторитет. И завоевать его не только знаниями. Надо, чтобы люди тебе верили. Так что работа с людьми – самое сложное в службе. А людей становится все больше по мере того, как ты растешь по должностям.
Коллектив профессионалов
За время службы Иван Иосифович немало покатался по гарнизонам. После Чехословакии был направлен в Киевский военный округ. В 1992 году вернулся на Родину – в Беларусь. Невзирая на непростые времена, он последовательно прошел в войсках по карьерной лестнице должности от командира взвода до командира группы артиллерии отдельной механизированной бригады. Потом проходил службу в Северо-Западном оперативном командовании, успешно окончил факультет Генерального штаба Вооруженных Сил Военной академии Республики Беларусь.
– Я никогда не считал себя «паркетным» офицером. Всегда тянулся к боевой технике, к личному составу. Только там, в линейных частях и подразделениях, можно в полной мере ощутить себя военным человеком и применить на практике полученные знания. По моим подсчетам, в полях в общей сложности я провел около пяти лет своей жизни. А это, согласитесь, не мало, – говорит генерал-майор Иван Богуславский. – Я не сказал бы, что мне все легко по жизни давалось. Не было такой должности, на которой я меньше двух-трех лет провел. Командиром взвода я вообще пять лет был. Причем ни разу не занимал должности типа кадр. Я не считаю себя везунчиком. И в центральный аппарат на руководящую должность я был назначен, когда мне было 46 лет. Считаю это правильным: когда занимаешь подобные должности, необходимо иметь за спиной определенный служебный и жизненный опыт. Огромный вклад в мое становление и карьерный рост внесли люди, под чьим началом мне довелось служить. Это такие командиры как полковник Диордица Виталий Васильевич – мой комбриг в Лапичах, полковник Грабовенко Юрий Владиимрович – командир полка в 120-й гвардейской мотострелковой дивизии, полковник Побожный Виктор Николаевич, генералы Борисёнок Сергей Владимирович, Чаус Иван Иванович и Равков Андрей Алексеевич под их началом я служил в Северо-Западном оперативном командовании, которые непосредственно сделали из меня того командира и руководителя, которым я и являлся эти годы.
1 августа 2017 года Иван Иосифович Богуславский был назначен на должность начальника главной военной инспекции Вооруженных Сил – органа военного управления, которому, как говорится, сам бог велел проверять, контролировать, предупреждать и… разумеется, помогать, улучшая положение дел в войсках. Сегодня в состав ГВИ входит штаб, инспекционное и контрольное управления, отдел обеспечения безопасности военной службы и охраны труда, управление государственного надзора, организационно-мобилизационный отдел. Здесь служат специалисты служб вооружения, тыла, финансовой службы, гостехнадзора. И всех профессионалов объединяет принципиальность и объективность по отношению к выполнению своих должностных обязанностей.
Специалисты ГВИ обеспечивают контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь в Вооруженных Силах по всем направлениям служебной деятельности. Иными словами, контроль за поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, а также содержанием вооружения, военной и специальной техники в исправном состоянии, которое позволит выполнить задачи по предназначению. Вторая, не менее важная, задача инспекции: наряду с контролем оказать всестороннюю помощь руководителям органов военного управления, командирам соединений и воинских частей в решении тех проблем, которые у них возникают в повседневной деятельности.
– На сегодняшний день многие командующие, командиры соединений и воинских частей считают нашу оценку состояния дел самой объективной и честной. Без каких-либо предвзятостей. Понятно, что приезд инспекции никого не радует, но нас не боятся. Накопать недостатки, поставить «двойку» и уехать – мы так уже не работаем. Для нас важно, что уезжая из бригады, которую проверяли, мы максимально оказали помощь командиру в устранении тех недостатков, которые есть, – подчеркнул генерал-майор Богуславский. – Я точно знаю, что генерал-майору Андрею Горбатенко, который назначен начальником инспекции, я передал коллектив профессионалов высокого уровня. Коллектив, у которого выстроены очень хорошие отношения с руководителями органов военного управления всех ступеней. Это коллектив единомышленников, людей, которые любят и умеют делать свою работу. В ГВИ служат профессионалы, которые не останавливаются на достигнутом, не довольствуются тем, что лежит на поверхности, а в любом деле стремятся дойти до самой сути. Особые слова благодарности я хотел бы выразить министрам обороны – генерал-лейтенантам Жадобину Юрию Викторовичу, Равкову Андрею Алексеевичу, Хренину Виктору Геннадьевичу, под чьим началом мне довелось служить в инспекции, которые понимали роль данного органа военного управления в системе Вооруженных Сил и всячески поддерживали меня на посту ее руководителя.
Счастливый человек
Рассказывая о коллективах, которые довелось возглавлять за годы службы, генерал-майор Иван Богуславский отмечает, что практически везде ему удавалось создавать команду единомышленников, которые понимали своего руководителя с полуслова. Благодаря этому коллективы, которые он возглавлял, становились лучшими по итогам года.
– Я уверен, что сила любого руководителя в его команде, в его подчиненных. Смог их мобилизовать – будет результат, а если нет – один в поле точно не воин, – убежден Иван Иосифович.
Иван Иосифович благодарен своей семье за поддержку и понимание. Без этого продвижение по карьерной лестнице было бы немыслимым.
– Я когда-то прочитал: если ты в состоянии объяснить, за что ты человека любишь, то, скорее всего, ты ошибаешься в своих чувствах. Наверное, так и с понятием счастья. Оно складывается из многих вещей, но по итогу получается, что ты доволен жизнью, – рассказал генерал-майор Иван Богуславский. – Мое счастье тоже складывается из тысячи вещей, которые наполняют мою жизнь, – всех и не упомнишь. Но я счастливый человек. Как офицер я достиг того, о чем в глубине души мечтает каждый из нас: стал генералом. У меня классные дети. Они, по крайней мере, мне так кажется, занимаются тем делом, которое им по душе: сын Егор окончил Белорусский национальный технический университет, работает инженером-наладчиком, а дочь Дарья училась в Белорусском государственном университете, сейчас – сотрудник прокуратуры. Я очень горжусь ими. Мои родные, любимые, близкие люди живы и здоровы, и у нас есть возможность радовать друг друга общением. Я счастлив и от того, что занимался любимой работой, которую не просто выполнял, а делал это с удовольствием. И вот пришел день, когда предстоит начать все с чистого листа. Это непросто, когда службе в армии ты отдал больше лет, чем у тебя впереди осталось. Но я понимаю, что в 55 лет жизнь не заканчивается. И на другом поприще я еще пригожусь.
Майор Анастасия Шингель, «Ваяр», фото Павла Матусевича и из архива генерал-майора Ивана Богуславского