Иностранные музыканты получили рекордно низкие роялти в России за 2022 год. Выплаты составили всего около 21 млн рублей, в то время как в 2021 году авторам выплатили более 130 млн рублей, следует из отчета Российского авторского общества (РАО), с которым ознакомилось РБК. Это рекорд как минимум с 2017 года. Отчетность за более поздние периоды на сайте организации отсутствует.
В РАО пояснили, что распределение роялти зависит от объемов сборов. Сейчас наблюдается позитивный тренд в музыкальном импортозамещении, поэтому и снижается размер выплат. Рост интереса к отечественному контенту РАО оценивает примерно на 30%. Сейчас в целом по рынку соотношение русской и зарубежной музыки составляет около 80% на 20%, говорит генеральный продюсер музыкального стримингового сервиса «Звук» Сергей Балдин:
— Один из важных аспектов такой маленькой цены — западные мейджоры убрали с российского рынка свои каталоги. Старые каталоги Universal, Warner еще присутствуют, а Sony нет легального, если это нелегально, платить некому. На телевидении и радио использовались в большом объеме в рекламе западные авторские права. Сейчас получить разрешение на переработку западной музыки невозможно ни за какие деньги.
— Произошло какое-то импортозамещение?
— Как можно импортозаместить Элтона Джона? Этого не стало, русской музыки больше потребляется, это правда, ее от 75% в общем каталоге до 95% топ-100 на сегодня.
— Насколько эти отчисления чувствительны для музыкантов?
— Если серьезно говорить, то авторы, которые пишут большие хиты, они популярны в России и автор у нас в стране, они по различным направлениям использования прав могут зарабатывать очень достойные деньги, особенно когда у тебя не просто успешный сингл, а у тебя каталог этих музыкальных произведений и они используются на радио, телевидении, в рекламе, покупают, тогда это могут быть очень существенные деньги — десятки миллионов рублей. Молодые авторы чаще всего пытаются продать на стартовом этапе и получить за нее где-то 50 тысяч рублей, где-то миллион, кому как повезет. Средняя цифра за новую фонограмму где-то в районе 200-400 тысяч рублей в зависимости от удачи. Последние движения, которые сделали крупные компании, музыкальные правообладатели, — начали в последние годы приобретать авторские каталоги как инвестиции.
В 2020 году на фоне пандемии, когда рестораны, кафе и кинотеатры длительное время были закрыты, сумма вознаграждений составила около 125 млн рублей. Но тогда не было санкций. Сейчас выплаты авторам из «недружественных» стран производятся через специальный рублевый счет и с согласия правительства. Доступ к нему иностранным правообладателям крайне затруднен.
Что на сегодняшний день изменилось в отрасли? Комментирует коммерческий директор сервиса Cubic Media Дмитрий Яковлев:
— В 2022-2023 годах мы наблюдали тренд на переход на закрытые каталоги, это музыка, которую создают наши композиторы. Наверное, сыграло роль то, что качество контента подросло за последние годы, мы активно вкладываемся в создание контента и сейчас, он перестал быть «подорожником», который коммерческий бизнес использует, чтобы заткнуть дыру, сейчас рынок увидел в нем выгоду. Мы были удивлены, что на авторский контент, закрытые каталоги начали переходить, например, крупные ТЦ — не совсем форматный для такого типа контента клиент, видимо, у них внутри пошел четкий сигнал, что надо экономить на всем. Но сейчас мы видим обратный тренд: многие клиенты сервиса проявляют интерес к открытым каталогам, уже идет диалог о возврате контента с выплатами в РАО/ВОИС. Мне кажется, что в 2024 году выплаты, в том числе иностранным правообладателями, существенно подрастут.
— Как происходит распределение роялти и формируется выплата?
— У РАО/ВОИС есть сложная система, отчисления зависят от множества факторов. Это площадь объекта, региональный коэффициент, сетевой коэффициент и так далее. Все они доступны на их официальных сайтах, из этого собирается некая ставка, которую коммерческое предприятие должно платить в месяц за использование открытого каталога. Бизнес может платить как напрямую, заключая договоры с РАО/ВОИС, и платить в две организации, самостоятельно считая ставки, так и может это делать через нас, мы можем оказывать такую поддержку, или, если бизнес подключается на наш сервис, мы это делаем автоматически, у нас есть прямые договоры с РАО/ВОИС. Музыка — это все-таки часть среды, часть дизайна пространства. Если она начинает оттуда торчать, клиенты это замечают, падает качество клиентского сервиса, поэтому рынок, особенно сетевой и крупный бизнес, к контенту относится осторожно, всегда идут довольно длительные переговоры.
Начиная с прошлого года магазины и рестораны начали отказываться от покупок лицензионной музыки. С марта по конец мая число таких заказчиков в России уменьшилось почти в 2,5 раза, писал сервис Cubic Music. Но в самом РАО год назад резкого снижения лицензионных отчислений не наблюдалось.