За последние 20 лет безопасность в Формуле-1 постоянно улучшалась. Тем не менее, серьезные аварии продолжали появляться в заголовках газет. Мы оглядываемся назад на аварии, которые больше всего шокировали любителей «Королевы автоспорта».
Несчастные случаи и аварии всегда были частью гонок, как и технические неисправности и неудачные стратегии. Но всегда важно то, как вы об этом сообщаете. Уважение к гонщику и его семье всегда должно быть в центре внимания и быть главным приоритетом, особенно тогда, когда речь идет о серьезных происшествиях.
Если заглянуть в недавнее прошлое, авария Жюля Бьянки со смертельным исходом заняла особое место в памяти всех фанатов автоспорта. После серьезного промаха в Сузуке под дождем в сезоне 2014 года над этим нужно было много поработать. Разве в неблагоприятных условиях не стоило бы прервать гонку намного раньше? Было ли место аварии достаточно защищено из-за ранее разбитой машины «Force India» Адриана Сутиля? Или, может быть, сам Бьянки ехал слишком быстро?
В таких трагических событиях перед СМИ всегда стоит задача приложить палец к ране. Ответственных нужно подтолкнуть к быстрым действиям, чтобы подобные драмы больше не повторялись. И если все же случаются ситуации, подобные в той же Сузуке в 2022 году, когда на трассе внезапно появился кран, то ответственным за это приходится сталкиваться с критикой и объяснять свои ошибки.
Список серьезных аварий за последние 20 лет можно расширять долго, но для нашего обзора мы не просто отобрали примеры с наибольшим перегрузом или наибольшим количеством повреждений — мы выбрали десять аварий, которые больше всего тронули фанатов Формулы-1 — даже если сами инциденты, возможно, не имели столь серьезных последствий.
Ральф Шумахер – Индианаполис, 2004 год
Уже на десятом круге Гран-при США 2004 года зрители на трибунах Индианаполиса затаили дыхание. Ральф Шумахер врезался в кирпичную стену задней частью своей машины «Williams» на скорости 324 км/ч при выходе с крутого поворота на финишную прямую. Вины пилота нет — прокол шины грубо отбросил немца в стену.
В то время не существовало противоударной конструкции в задней части машины, которая амортизировала бы удары, как сейчас на современных болидах. Трансмиссия полностью врезалась в кирпичную стену. Буферный «безопасный барьер» не был установлен на месте аварии, потому что машины Ф1 ехали по овалу в противоположном направлении его обычного движения. В момент удара датчики зарегистрировали перегрузку в 78g.
В результате столкновения гонщик получил сотрясение мозга и два перелома позвоночника. Он пропустил большую часть оставшейся части сезона и не вернулся на трассу до Гран-при Китая. «Если бы угол был чуть более острым, я думаю, Ральф мог бы не выжить», — сказал в то время гоночный врач Сид Уоткинс.
Роберт Кубица – Монреаль, 2007 год
Авария Роберта Кубицы в Монреале в 2007 году также потрясла гоночный мир. На 27 круге поляк столкнулся с Ярно Трулли на подъезде к шпильке и вылетел с трассы. На скорости более 200 км/ч машина «BMW-Zauber» врезалась в незащищенную стену и как резиновый мяч, ее снова швыряет обратно на трассу, к счастью, в промежуток, где не было других болидов.
При ударе передняя часть разбилась на тысячу элементов, болид несколько раз перевернулся. Три из четырех колес и все элементы крыла были оторваны. Когда болид остановился под углом у внешнего ограждения, остался практически только монокок. Спасатели опасаются худшего, приближаясь к месту аварии. Но, к счастью, Кубица смог быстро покинуть машину.
Небольшая травма лодыжки означала, что ему пришлось пропустить последующую гонку в Индианаполисе. Это дает запасному пилоту «BMW» Себастьяну Феттелю шанс на долгожданный дебют и первые очки в чемпионате мира. Кубица возвращается с четвертым местом уже на следующей гонке в Маньи-Кур. Год спустя Кубица выиграл свою первую гонку в Монреале.
Фелипе Масса – Будапешт, 2009 год
Когда Фелипе Масса внезапно застрял в шинном барьере четвертого поворота во время квалификации Гран-при Венгрии 2009 года, поначалу никто не понимал, что произошло с пилотом и машиной «Ferrari». Только замедленный повтор с бортовой камеры разоблачил виновника. 800-граммовая пружина подвески от машины «Brawn» Рубенса Баррикелло проскочила по асфальту и ударила Массу по голове на скорости чуть менее 250 км/ч.
Бразильский пилот мгновенно потерял сознание. Машина врезалась в ограждение без участия гонщика. Массе, однако, повезло. Пружина врезалась в шлем чуть выше козырька. Еще несколько миллиметров ниже, и последствия были значительно хуже. Масса был немедленно доставлен вертолетом в больницу Будапешта и перенес операцию. Едва снова способный к транспортировке, он вернулся в Бразилию, где ему в череп вставили металлическую пластину.
Масса выбыл из игры до конца сезона. Поскольку это была последняя гонка перед летними каникулами, Германия в то время неделями размышляла о том, использовать ли Михаэля Шумахера в качестве его замены. Но Шумахер сам не желал садиться в кокпит после аварии на мотоцикле. Но дискуссии, с некоторой задержкой, все же приводят к возвращению. Шуми в 2010 таки возвращается, но не за «Ferrari», а за «Mercedes».
Марк Уэббер – Валенсия, 2010 год
По сравнению с первыми тремя авариями, авария Марка Уэббера в Валенсии в 2010 году выглядит почти безобидной. Тем не менее, захватывающие сцены показывали и показывали в выпусках новостей по всему миру. На девятом круге австралиец пытался обогнать «Caterham» Хейкки Коваляйнена. Но «Red Bull» так неудачно врезался в заднее колесо машины финна на скорости 300 км/ч, что она поднимается и переворачивается в воздухе.
Уэббер делает сальто назад. При опрокидывании он также касается рекламной ленты, установленной на трехметровой высоте. Приземление происходит на асфальт вверх ногами. Но затем машина «Red Bull» снова переворачивается на колеса, проскальзывает через зону поворота на высокой скорости и, наконец, врезается в шинный барьер.
За исключением нескольких ушибов, пилот, попавший в аварию, не пострадал. Следующую гонку в Сильверстоуне Уэббер даже выиграл. Многим наблюдателям авария очень напоминает летающих гонщиков «Mercedes» с уик-энда в Ле-Мане в 1999 году. В своем первом вылете Уэббер совершил сальто назад на машине «CLR» и приземлился на крышу. Но в отличие от «Red Bull», «Silver Arrow» в то время взлетел без посторонней помощи.
Фернандо Алонсо – Спа-Франкоршам, 2012 год
Старт гонки — всегда особенно деликатный момент. Вот почему пилоты здесь обычно подходят к работе немного осторожнее, но Ромен Грожан хочет слишком многого в Спа-Франкоршам в 2012 году. Пилот «Lotus» относительно резко заезжает внутрь перед шпилькой La Source, но там уже находился «McLaren» Льюиса Хэмилтона. Обе машины столкнулись и неконтролируемо заскользили по асфальту.
При этом Грожан врезается в заднюю часть тормозящего впереди пилота «Sauber» Серхио Переса, в результате чего его машина взлетает в воздух. Наконец, при входе в первый поворот «Ferrari» Фернандо Алонсо пересекает траекторию летящего «Lotus». Только с бортовой камеры видно, что шлем испанца прошел всего в нескольких сантиметров от машины. У Алонсо, наверное, был ангел-хранитель в кокпите.
Цепная реакция вывела из гонки сразу четыре машины. Поскольку это была не первая авария Грожана, FIA поставила в пример виновника аварии. Француз оштрафован на 50 000 евро и дисквалифицирован на гонку в Монце. «Это не было большой ошибкой, поэтому я счел наказание очень суровым», — вспоминает француз несколько лет спустя. «Но именно тогда я начал работать с психологом и начал подходить к вещам по-другому».
Жюль Бьянки – Сузука, 2014 год
Формула-1 становится все безопаснее и безопаснее. Но, к сожалению, за последние два десятилетия нам пришлось столкнуться с авариями со смертельным исходом. В Сузуке в 2014 году многие факторы привели к наихудшему исходу. Гонка началась только в 15:00 по местному времени, то есть на час позже, чем в наши дни. Из-за продолжающегося дождя вскоре после старта наступает 20-минутный перерыв.
После того, как условия улучшились, на 40-м круге внезапно возвращается дождь. Небо темнеет, видимость становится все хуже и хуже. Наконец, на 42-м круге Адриан Сутиль вылетает в гравий, аквапланируя в седьмом повороте. На месте аварии маршалы размахивают желтыми флагами, когда как кран приближается к вылетевшей машине «Force India».
Но затем Жюль Бьянки также теряет контроль над своей машиной на скорости чуть менее 200 км/ч на изношенных промежуточных шинах и вылетает в том же месте. Официальное расследование FIA показывает, что через 2,61 секунды гонщик «Marussia» врезается в многотонный кран на скорости 123 км/ч. Француз неудачно попадает шлемом в заднюю часть крана. Датчики говорят о невероятной перегрузке в 256g.
Поскольку спасательный вертолет не может взлететь из-за погоды, Бьянки отправляется на машине скорой помощи в клинику Йоккаити, расположенную в 15 километрах, где пострадавшему пилоту делают операцию и вводят в состояние искусственной комы. После возвращения в Ниццу в ноябре Бьянки может снова дышать самостоятельно, но так и не приходит в сознание. 17 июля 2015 года семья сообщила о смерти перспективного пилота, связанного с «Ferrari». Это первая смерть в Формуле-1 со времен Айртона Сенны в 1994 году.
Фернандо Алонсо – Мельбурн, 2016 год
Когда в 2016 году Алонсо начал атаку на Эстебана Гутьерреса на 16-м круге гонки-открытия сезона в Альберт-парке перед третьим поворотом, к счастью, ангелы-хранители снова были рядом с испанцем. Машина «McLaren» наехала на левое заднее колесо болида «Haas» на скорости 313 км/ч, в результате чего Алонсо резко вылетает с трассы. Машина поворачивает налево, врезаясь в барьер. При столкновении датчики регистрируют перегрузку в 46g.
Затем машина летит по воздуху, переворачивается полтора раза вокруг продольной оси и останавливается в конце гравийной ловушки, прямо перед шинами, лежащей на боку. Захватывающий замедленный повтор показывает, что испанец тащил за собой хвост из углеродных обломков машины. Несмотря на то, что машина пилота застряла в барьере после приземления, Фернандо смог самостоятельно выбраться из-под болида.
«Я увидел небольшую дыру и сразу захотел выбраться – моя мама смотрела гонку, да, и я хотел показать, что я здоров», — объяснил тогда Алонсо. В понедельник после гонки все увидели испанца на набережной, хромающего, но в относительно хорошем настроении. Но затем двукратный чемпион был вынужден пропустить следующую гонку в Бахрейне из-за сломанного ребра. Из-за этой аварии в Бахрейне дебютировал Стоффель Вандорн.
Ромен Грожан – Бахрейн, 2020 год
Также впечатляющие кадры произвела авария Ромена Грожана в Бахрейне в 2020 году, в результате которой француз получил прозвище «Феникс». Уже через 15 секунд после старта француз, выходя из третьего поворота, после резкой смены траектории правым задним колесом задел левое переднее колесо болида «Alpha Tauri» Даниила Квята. На скорости 241 км/ч машина «Haas» резко свернула направо.
При ударе о железное ограждение болид был на скорости 192 км/ч. Датчики зарегистрировали перегрузку в 66,8g. Это также приводит к отрыву горловины топливного бака, заполненного до краев топливом. Топливо под высоким давлением мгновенно воспламеняется, образуя гигантский огненный шар.
Выход из кокпита осложняется несколькими факторами: расположение «камеры выживания» в непосредственной близости от ограждения резко ограничивает путь для эвакуации. При этом левая нога Грожана оказывается зажатой под педалью. Ему приходится силой вытаскивать ее из ботинка. Сломанная рулевая колонка и искривленный повреждениями край кокпита еще больше ограничивает свободу для движений пилота.
Грожану потребовалось 27 секунд, чтобы, наконец, выбраться из пылающего ада. Его немедленно принимает врач FIA Ян Робертс. Пожар окончательно потушен только через две минуты. Если бы француз не смог освободиться самостоятельно, авария, возможно, закончилась бы летальным исходом. Таким образом, Грожан сравнительно легко отделался вывихом лодыжки и ожогами рук.
Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен – Сильверстоун/Монца, 2021 год
В 2021 году между Льюисом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном разгорается напряженный титульный бой, кульминацией которого стали два ожесточенных столкновения. В Сильверстоуне произошла первая авария, когда Хэмилтон задел машину «Red Bull» левым задним колесом при попытке обгона перед поворотом Копс. Ферстаппен сильно врезался в шинный барьер и был вынужден сойти с дистанции. Хэмилтон получает 10-секундный штраф, но все же выиграл свою домашнюю гонку.
После летних каникул в Монце продолжаются ожесточенная борьба за титул. На 26-м круге Хэмилтон только что выехал с пит-лейна на трассу, когда в первой шикане завязалась дуэль. Ферстаппен приближался с отставанием в несколько метров, но из-за позднего маневра торможения снаружи пытается не отставать от «Mercedes». На выходе из первого поворота у голландца заканчивается место на трассе, что приводит к контакту.
«Red Bull» так неудачно подъехал, что залез на «Mercedes» и врезался днищем и колесом в верхнюю часть Halo. Когда обе машины наконец останавливаются в гравийной ловушке, Ферстаппен все еще висит сверху на своем оппоненте. Это не серьезная авария, но без Halo все могло бы быть значительно хуже. Комиссары FIA возложили вину на Ферстаппена. В следующей гонке в Сочи он получил штраф в три позиции.
Гуанью Чжоу – Сильверстоун, 2022 год
Последняя крупная авария, которая попала в заголовки газет по всему миру, произошла с Гуанью Чжоу на Гран-при Великобритании 2022 года. На подходе к первому повороту происходит цепная реакция. Одного легкого прикосновения Джорджа Рассела было достаточно, чтобы машина «Alfa Romeo» резко перевернулась. Чжоу несколько раз переворачивается вокруг своей оси и скользит вниз головой в сторону зоны вылета. Обломки от машины разбрасываются по сторонам, но между асфальтом и Halo Чжоу остается хорошо защищенным.
Но затем в гравийной ловушке машина неудачно зацепляется за рыхлую поверхность, что ее снова подбрасывает в воздух, как при прыжке с шестом. Сальто вбок бросает машину «Alfa Romeo» до самого ограждения перед зрителями. Подобно аварии Алонсо в Мельбурне в 2016 году, машина останавливается боком. Приземление происходит так неудачно между кучей шин и ограждением, что Чжоу оказывается в ловушке и не может выбраться самостоятельно.
После нескольких мучительных минут маршалам наконец удается вытащить невредимого пилота из затруднительного положения. «Сначала я даже не осознавал, где нахожусь», — объяснил позже Чжоу. «Потом я почувствовал, что какая-то жидкость вытекла. Затем я выключил двигатель. Я знал, что спасение будет трудным, если вспыхнет пожар. Это было моей самой большой заботой. Я уверен, что Halo спасло мне жизнь».