Первый проект московских прообраза метрополитена 1901 года, протяженностью Сокольники-Павелецкий вокзал, являлся результатом совместной работы П. И. Балинского, инженера Е. К. Кнорре и художника Н. Н. Каразина. Проект инженеров и художника вызвал большой ажиотаж на страницах “Биржевых” и “Русских” ведомостей и в кругах московских предпринимателей.
Дальнейшую жизнь проекта предрешило то, что его авторы затрагивали экономические интересы московских финансистов. Важно, что П. И. Балинский и инженер Е. К. Кнорре не продумали прибыль городских властей после строительства метрополитена. Власти получали денежные средства с того момента, когда количество пассажиров в подземной дороге в год достигнет 100 миллионов человек.
При проектировки предполагалось снос некоторых домов, так как строительство эстакад на узких и кривых улицах Москвы стало бы задачей невыполнимой. Московские предприниматели, представители трамвайной компании, беспокоились о конкуренции со стороны создателей нового вида транспорта.
Авторы проекта подверглись сильным нападкам со стороны духовенства. 23 ноября 1902 года члены Московского Городского Императорского археологического общества обратились к городскому голове князю В. М. Голицыну:
“Проект господ Кнорре и Балинского поражает дерзким посягательством на то, что в городе Москве дорого всем русским людям…- Необъяснимое отношение к святыням…- выражается в нарушении целостности Казанского собора для устройства под ним тоннеля…- Другие храмы, как, например, церковь Трех Святителей у Красных ворот, Никиты Чудотворца на Ордынке, Св. Духа у Пречистенских ворот и другие, ввиду близости эстакады, которая в некоторых местах приближается к храмам на расстояние 3-х аршин, умаляются в своем благолепии”.
Конечным результатом шумихи было решение государственной думы: “Господину Балинскому в его домогательствах отказать”.
После прихода к власти большевиков, несмотря на большое количество трамваев, автобусов и появление троллейбусов, городские власти были не в состоянии полностью решить проблему перевозок, поэтому проблема строительства метро вновь стала актуальна.
Летом 1931 года Пленум ЦК ВКП(б), изучив критическую ситуацию с пассажирскими перевозками, и принял решение: «Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок».
23 сентября 1931 года был организован Метрострой.
Тысячи москвичей, передовиков производства, получили возможность во время обкатки метрополитена проехать по первой линии.15 мая 1935 года открыли двери для пассажиров все 13 станций первой линии метро.
Метрополитен включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов: от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».
Современный московский метрополитен включает в себя 14 линий, общая протяженность линий составляет 440 км, число станций — 261.