Целую неделю читала уникальный автобиографический роман, объединенный местом и временем — "Переделкино: поверх заборов: роман частной жизни" Александра Нилина. Из названия уже понятно, что это за место — легендарный писательский городок, который появился в начале 30-х годов. Буквально весной побывала там, прогулялась по территории вместе с экскурсоводом, благодаря которому немного узнала истории знаменитых жителей Переделкино, ставших классиками литературы. О прогулке подробно рассказывала в статье👇
Разумеется, пройти мимо переиздания книги Александра Нилина не смогла. Экскурсия — это хорошо, но так мало, хотелось еще больше подробностей о жизни любимых писателей. Для начала считаю правильным сказать пару слов об авторе, ведь неспроста ему есть, что поведать об этом месте.
Об авторе книги и его причастности к Переделкино
Александр Павлович Нилин — писатель, литературный критик, журналист и спортивный обозреватель. В школе-студии МХАТ учился на курсе у знаменитого Олега Ефремова. Александр — сын Павла Нилина, советского писателя, автора «Испытательный срок» и «Жестокость». Вот и секрет причастности к Переделкино. Продолжительное время семья Нилиных жила в писательском городке и соседствовала с Борисом Пастернаком, Константином Симоновым, Александром Фадеевым, семьей Катаевых и Чуковских и частыми гостями Дома творчества (общее здание с отдельными комнатами): Сергей Козлов, Геннадий Шпаликов, Владимир Высоцкий, братья Вайнеры.
Александр с детства наблюдал за жизнью всех вышеперечисленных людей. Кстати, в те время еще никаких заборов не было. Дружил с внуком Чуковского, сыном Фадеева, Катаева и Шостаковича. Учился в одно время с Высоцким, но на разных курсах в Школе-студия МХАТ, где впервые с ним познакомился. Был дружен с Галиной Брежневой, частенько пьянствовал (книжное выражение) со Шпаликовым, однажды на машине чуть не задавил Пастернака и еще много чего.
Любопытным показалось, когда автор вспомнил о заданном во втором классе сочинении о друзьях. На тот момент все близкие друзья были в Переделкино, но называть их громкие фамилии не стал — не хотелось выглядеть нескромно. Интересно, что стоит у истоков этих сомнений и чувств? Почему это воспоминание вызывало во мне такой интерес?
Чем больше читала книгу, тем чаще отвлекалась от интересных фактов и ярких жизненных этапов жителей Переделкино на провокационные вопросы, сравнения и выводы Нилина о решениях и поступках каждого из них.
Разные Симонов и Чуковский
Приведу два примера для понимания, что имела в виду. Нилин сначала душевно рассказывает о заслугах Корнея Чуковского в литературном мире, об успехе у детей (особенно понравилась история про придирку к "маминой спальни" из Мойдодыра😅), о строительстве за свой счет библиотеки, книги которой во время войны дети безжалостно использовали для разведения огня. Детский писатель сложно пережил это событие.
Чуковский хлопотал за Бродского, приглашал пожить к себе Зощенко и Солженицына в трудные для них времена, материально помогал многим людям.
После всего этого списка вспоминается жуткая сцена с убийством кота. Автор был подростком и его поразила жестокость хорошо знакомых людей, но сейчас он привел это воспоминание только как пример для тех, кто пытается решить, какой человек писатель в зависимости от личных соображений. Сам автор намекает, что не тебе такое, читатель решать, то есть получается и не ему тоже, но почему на протяжении всей книги я чувствовала предвзятость к каждому из описанных в ней людей. Увы, не знаю, возможно, проблема во мне.
Личность Симонова была еще более жестко и хладнокровно представлена читателю на оценку. Хотя мы вроде собрались не для этого, но автор упорно давал мне факты и подводил к оценочным суждениям, которые мне совсем не хотелось делать.
Нилин не скрывает, что кроме интереса к писателю ничего не испытывает. Вся глава о Симонове была как контрастный душ. Любой положительный факт из жизни тут же нейтрализовался последующим. Я люблю творчество Симонова, может поэтому так болезненно восприняла столь беспощадный анализ. Будут затронуты отношения писателя с Серовой и навеки объединившее их стихотворение "Жди меня". Намекнут на разницу солдатской и корреспондентской войны, снизив значимость участия Симонова в ВОВ. Можно догадаться, в каком контексте была подана информация про любовь Сталина к Симонову и его участии в травле Пастернака.
Стоит отметить, что много узнала нового из жизни Симонова. Про его работу в Современнике, отношения с Хрущевым, встрече с Чарли Чаплином, Иваном Буниным за границей и многое другое.
Выводы и впечатления
Наверное, зря гундю о специфической подаче информации автором. В конце концов он не биографии составлял, а делился своими воспоминаниями и представлениями о людях, с которыми рядом жил, вместе рос и видел их в самой обычной и заурядной обстановке. Этим и ценна книга, но почему-то осадочек остался неприятный. Хотя замечу, что автор был честен и откровенен в воспоминаниях не только о других, но и о себе.
Очень хочется рассказать обо всем, что узнала из книги, но не стану уходить в пересказ. Могу смело сказать, что мое представление о литературном мире ХХ века никогда не будет прежним, и все это благодаря труду Александра Нилина. Переделкино — не только концентрация талантливых и творческих людей прошлого столетия, но и "хранитель" историй, полных отчаяния и одиночества.
К сожалению, близкое соседство творческих людей не стало стимулом к объединению в дружную компанию, и на это было много причин. Надзор власти с моментальной реакцией на дружбу с изгоями и, разумеется, личные мотивы. Сложно искренне радоваться общим успехам, а творческим еще сложнее, особенно, если муза давно покинула и не исключено, что навсегда.
Вспоминается фильм "Полночь в Париже", где главный герой из настоящего времени попал в Париж 20-х годов. Он встречается с Пикассо, супругами Фицджеральдами, Гертрудой Стайн и Хемингуэем, с которым у него случается забавный диалог. Главный герой просит прочесть его роман, а Хем говорит: "Я ненавижу его заранее, потому что если он плох, то естественно его ненавидеть, если хорош, то буду завидовать и возненавижу еще сильнее. Все писатели конкуренты." Думаю, этим все сказано!
Маленькое, но любопытное открытие
P. S. Чуть не забыла поделиться маленьким, но весьма любопытным открытием, касательно появления в литературном городке необычных соседей в виде супругов — Анатолия Чубайса и Авдотьи Смирновой. Место больше для культурной элиты, стремящейся к изолированности, к которой упомянутая семья, по моему представлению, не относится. Зачем строиться в поселке со столь противоречивой историей и еще на поле перед домом Пастернака, мне было непонятно.
Но все до очевидного просто: оказывается Дуня Смирнова — внучка советского писателя Сергея Сергеевича Смирнова ("Брестская крепость"), который получил дачу в поселке уже после войны. Ей захотелось пойти по стопам известного деда и стать частью литературного сообщества, тут ничего удивительного, наоборот предсказуемо и в духе времени. Какие у вас мысли по этому поводу?
Не забывайте ставить 👍 и делиться своим мнением в комментариях😉!
Подписывайтесь на канал ➡ "Ламповый книголюб"