Разбираемся в давно возникшем вопросе на примере «Оппенгеймера».
Почему «Оппенгеймер» уникален?
Плохой фильм можно обижать бесконечно долго. Любимый — бесконечно долго любить, не задаваясь вопросами, почему. О просто хорошем фильме после просмотра можно навсегда забыть. Но есть такое кино, которое поражает тебя, глубоко проникая в твою голову и заставляя разложить на атомы причины, по которым ты смотрел это 3 часа как заворожённый. Кино, заставляющее тебя подумать, прежде чем дать себя полюбить. Незабываемое, трудное для описания и гениальное.
«Оптимист думает, что мы живём в лучшем из возможных миров, пессимист боится, что это правда» (c)
Да, перед вами, дамы и господа, «Оппенгеймер» Кристофера Нолана.
После Барби мои ожидания ко второму фильму всего этого чуда маркетинга были в эмоциональном минусе. Плюс ко всему, я лишь уважаю Нолана, но не являюсь его фанатом и никогда не кричала, что он гений. Я не пищу в восторге от Интерстеллера, терпеть не могу Довод и лишь недавно посмотрела Тёмного рыцаря. Про байопик «отца атомной бомбы» специально не знала ничего: начиная от всего актёрского состава и заканчивая уже вовсю опубликованными рецензиями от критиков. Хотелось как-то самой прочувствовать всё — от начала и до конца, хоть и без особых надежд. Возможно, это сыграло весомую роль в том, что теперь это один из моих любимых фильмов.
Моя любовь началась со звука
С первых же сцен, параллельно диалогам, на фоне иногда звучит не музыка, а капает вода, топают ноги, отмеряет темп метроном, но мы всего этого, разумеется, не видим. Ты вроде слушаешь разговор людей, но на фоне иногда различаешь что-то ещё и медленно погружаешься в сознание Роберта Оппенгеймера и начинаешь чувствовать мир так, как чувствует на экране он. Обрывками, но ты улавливаешь его тонкий ум учёного, видящего вещи по-другому. В какой-то момент его терзания становятся и твоими терзаниями тоже. Местами громыхание чередуется с оглушающей тишиной и в какой-то момент ты вообще перестаёшь ощущать реальность. Вода становится невыносимо громкой, а взрывы — безмолвны. Кстати, пойти в кинотеатр на этот фильм было потрясающим решением, и я очень советую сделать это всем, если есть возможность.
Потом я влюбилась в актёрский состав
Роберта Дауни-младшего было просто не узнать, Флоренс Пью максимально выжила всё из своего короткого экранного времени, а из Эмили Блант получилась идеальная жена для такого неидеального человека, как главный герой. Сцена Гэри Олдмана длилась несколько минут, но я сразу же запомнила её почти наизусть. Ну а стоит ли вообще что-то говорить про Киллиана Мерфи? Являясь поклонницей сериала Острые козырьки, я была очень рада первой крупной драматической роли моего любимого Томаса Шелби, но боялась увидеть его на экране во время просмотра. Но увидела я только Роберта Оппенгеймера, неоднозначного учёного, преданного стране, на которую он работал. Этим всё и сказано.
Динамика меня тоже впечатлила
Иногда было очень стремительно, имена быстро сменяли друг друга и в начале фильма промелькнула страшная мысль: а вдруг я ничего не пойму. Но стоило довериться этому кино и оно само заставило тебя мыслить в нужном направлении. Легко, словно играючи. Сюжет прекрасно знал, где надо ускориться, а где немного замедлиться и нарастить напряжение. Нам оставалось лишь внимательно смотреть и наслаждаться. Пара сцен особенно запали мне в память: испытания «Тринити» (не забудьте заткнуть уши), сцена моральных терзаний Роберта и диалог в кабинете президента.
Музыка
Она не фон — она полноценный герой сюжета. Благодаря ей в том числе, фильм, снятый про самое разрушительное творение человечества, откликнулся в каждом, кто отнёсся к нему с уважением и расслышал то, что он стремился передать. Музыка предала этому кино ещё большую целостность, в которой стало совсем трудно сомневаться, а перманентное ощущение надвигающейся бури достигнуто без единого блокбастерского приёма.
Для Нолана это эксперимент и это как раз то, что сейчас на вес золота. И как же круто, что это не остаётся без внимания.
В общем, не успела я и глазом моргнуть, как начались титры и пришло осознание: ТРЁХ ЧАСОВОЙ ФИЛЬМ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ОДНИХ ДИАЛОГОВ, прошёл для меня как 5 минут. Я тут же захотела пересмотреть его ещё раз. Тогда не было детальных мыслей, была только одна главная — только что я посмотрела феноменальное кино. Удивительное. Рвущее все шаблоны. С известной исторической концовкой, но заставляющий ладошки потеть. Про страх и отчаяние перед будущим, в полном безумии настоящего. Я уже знала, что напишу очень длинный пост, пусть даже и хвалить фильмы гораздо труднее, но я знала: для этого я точно найду нужные слова.
Кино — это искусство, пока снимают такое: живое, интеллектуальное, масштабное. Пока ты можешь смотреть на экран и чувствовать, как время распадается на кусочки. За незаметными часами просмотра лежит огромный труд, гениальная работа над удержанием внимания зрителя и много человеческого усердия, под чутким руководством Нолана. Благодаря всему этому, Роберт Оппенгеймер практически с обнажённой душой предстал перед нами, чтобы мы задумались над тем, кто он: фанатичный учёный, совершивший ошибку, или мстительный хитрец, зашедший слишком далеко? В конце концов, а судьи кто?
А главный вопрос: когда человечество за всё за это заплатит?
Что уж греха таить, не думала я, что буду с ТАКИМ интересом смотреть на создание атомной бомбы, прекрасно при этом зная, чем всё закончится.
Нолан, по всей видимости, реально гений.
(пишу про «просмотренное» и рассказываю об этом. подпишись и поставь лайк, если поддерживаешь и читаешь. спасибо! 🤍)