Познакомились с героями и экспонатами местного краеведческого музея
Не бывает сёл неинтересных. Особенно если есть в селе музей. В Белгородской области многое сделано для сохранения истории и культуры всех уголков нашего края. Есть свой музей и в Ливенке Красногвардейского района. В нём что ни экспонат – то история, и нередко увлекательная.
«А из печки – воробушек»
Краеведческий музей в Ливенке начинался с уголка краеведения в кабинете истории местной школы в середине 1970-х. Спустя 10 лет он вырос в школьный музей боевой славы. Стал быстро наполняться экспонатами – и остро встал вопрос о переносе музея в отдельное, более вместительное помещение.
Сейчас музей в Ливенке – филиал Красногвардейского краеведческого музея, который находится в Бирюче.
«Для этого приспособили старинное здание, лавку купца Дмитрия Подрезова, постройки конца XIX века, – рассказывает заведующая филиалом Татьяна Ерыгина. – Чего в нём только не было: и сельсовет, и магазин потребкооперации, в войну – комендатура оккупантов, а потом общеобразовательная и музыкальная школы и даже бар».
Татьяна Александровна работает заведующей с 2013 года.
«Когда я пришла сюда, здесь было запустение, – описывает она. – В фондохранилище – дырки в полу. Там, где сейчас у нас санузел, стояла угольная печка. Однажды оттуда вылетел воробушек. Чёрный, весь в саже. Я его еле выпроводила. И начала втягиваться в работу. А в 2015 году раздался долгожданный звонок: «У вас будет ремонт».
Музейное собрание, уложенное по коробкам, переехало домой к Татьяне Александровне. Пока делали ремонт, молодая энергичная заведующая работала в формате «музей в чемодане». Под тематику разных районных мероприятий подбирала тематические мини-выставки – о войне или о сельском быте – и выезжала с показом.
Но всё проходит – и невзгоды, и даже ремонт. Сегодня ливенский музей, будучи в статусе филиала Красногвардейского краеведческого музея, достойно представляет историю своего края. Экспозиция в семи залах рассказывает о крестьянском быте, революционном и военном прошлом села, местной промышленности, железнодорожной отрасли, знаменитых земляках.
Учреждение – полноценный член российского музейного сообщества. Все 2 000 экспонатов занесены в Госкаталог, работа автоматизирована с помощью музейной учётной компьютерной программы АС «Музей-3».
И нет ни мышей, ни воробушков.
С небес в правительство
Привлекает внимание юных посетителей необычный костюм – комбинезон, весь опутанный трубками.
«Это высотно-компенсирующий костюм, снаряжение лётчика, которое используется в нештатной или аварийной ситуации, в частности для противодействия низкому барометрическому давлению в случае разгерметизации кабины, – рассказывает заведующая музеем. – При подъёме на высоту более 12 км в камеры натяжного устройства начинает поступать избыточное давление. За счёт этого они расширяются в объёме и натягивают ткань костюма, который начинает сильно сжимать тело, поддерживая в нём более высокое давление. А принадлежал он нашему знаменитому земляку – военному лётчику полковнику Петру Александровичу Гукову».
Родился он 11 июля 1963 года в селе Ливенка, в 1980-м окончил здесь школу. Потом в Харьковском высшем военном авиационном училище получил специальность лётчика-инженера. С 1984 по 1991 год проходил службу в авиационных частях.
В 1994 году Пётр Гуков с отличием окончил Гуманитарную академию Вооружённых Сил по специальности «преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин, социальный работник, социальный психолог, конфликтолог». В 2003 году получил ещё одно высшее образование – отучился в Кубанском государственном университете по специальности «управление производством».
Работал в разных должностях на Кубани, а в 2004 году вернулся в Белгородскую область. Многое сделал для граждан, работая в департаменте социальной политики областной администрации. На 49-м году жизнь Петра Гукова оборвалась. Его не стало 8 октября 2011 года.
Специальность – расстрел
Рядом с лётным костюмом висит облачение представителя совсем другой отрасли. Это судейская мантия Виктора Андреевича Чебакова, тоже ливенца.
Родился он 21 сентября 1937 года, окончил школу, потом Усманский сельхозтехникум – с отличием. В армии не служил по болезни, работал и в аграрной сфере, и в промышленности. Но мечтал получить высшее образование и в 1964 году поступил на юрфак в Воронежский госуниверситет. Сначала заочно, а через год перевёлся на очное отделение.
Молодого, способного народного судью в городе Ряжске Рязанской области в мае 1972 года пригласили на работу в судебную коллегию по уголовным делам Рязанского областного суда. Он рассматривал политические дела, санкция за которые часто предусматривала высшую меру наказания – расстрел.
«Когда в 1994 году Виктор Чебаков стажировался в США, он много дискутировал на эту тему, – говорит Татьяна Ерыгина. – Критиковал беспредметное назначение наказания, применяемое в США, где могут, например, лишить свободы сроком на 100 и более лет. Участвовал в дискуссиях на начальном этапе введения суда присяжных в России».
Виктор Чебаков уверенно и последовательно поднимался по служебной лестнице. Один квалификационный класс следовал за другим, вплоть до присвоенного в 1998 году президентом звания «Заслуженный юрист Российской Федерации».
8 января 2006 года его сердце остановилось. Ливенцы ощутили острую утрату. Чебаков бывал здесь два-три раза в год, навещал могилы родителей. В эти дни сельчане шли к нему с вопросами – он никому не отказал ни разу, каждому помог юридическим советом.
Не сломали
Сегодня можно на пальцах одной руки перечислить белгородские предприятия, выпускающие алкоголь (пивоварни не в счёт). Раньше их было в разы больше, и среди них – Ливенский винодельческий завод. Он выпускал недорогой плодово-ягодный продукт, рассчитанный на массового покупателя. Но у ливенских напитков были и республиканские награды.
С 1964 года работал на заводе выпускник Бердянского техникума виноградарства и виноделия и Всесоюзного заочного института пищевой промышленности Пётр Григорьевич Черных. За 33 года дошёл с самых низов до должности директора. В музее висит его фотопортрет и стенд про предприятие.
«При нём завод пережил горбачёвский период, принятие сухого закона, – рассказывает Татьяна Ерыгина. – Уничтожались плантации фруктов и виноградники, оставались без работы люди. А директоров заводов просто ломали. От Черных, авторитетнейшего в районе человека, депутата, требовали прекратить выпуск вина, грозили выгнать из партии и с работы, с чёрной записью в трудовой книжке. Знакомые боялись здороваться с ним за руку».
Оказался свет не без добрых людей. Завод встал на ноги и для села стал шефом, спонсором и благотворителем. Его продукция в те дни была известна далеко за пределами области. Справедливость восторжествовала – в 2001 году Пётр Черных получил звание «Почётный гражданин района».
«А ещё он писал прозу и стихи, выпустил две книги – «Просторы души моей» и «От сердца матери», публиковал их в СМИ, – говорит заведующая ливенского музея. – Завод до наших дней не дожил, а самого Петра Григорьевича не стало в 2008 году. Зато сейчас у нас в музее работает смотрителем его дочь – Елена Петровна».
Олег Гончаренко