Найти тему
Особый взгляд

Как незрячие люди самостоятельно ходят в магазин и выбирают товары?

Оглавление
«Нужно четко знать, какую вещь мы готовы купить, что нам на самом деле идет. Когда покупаешь одежду, консультанта слушать – не грех, но доверять стоит только себе».
Иллюстрация: Галина Воробьева.
Иллюстрация: Галина Воробьева.

«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.

Присылайте свои вопросы по адресу: editor@specialview.org.

Маргарита, незрячая

«Выбор и покупку товаров в магазине, будь то продукты, техника или, тем более, одежда, абсолютно самостоятельно незрячий человек осуществить не сможет. Это важно признать. Мы не можем просто зайти в магазин самообслуживания, исследовать руками полки, покидать понравившееся в корзину, добраться до кассового аппарата, вставить карту, сложить покупки в пакет и отправиться домой.

На некоторых этапах этого процесса нам необходима помощь.

Давайте сойдемся на том, что до магазина мы будем добираться сами. Берем белую трость, возможно, собаку-проводника — и в путь.

Куда же мы пойдем? Лучше всего – в маленький магазинчик или ларек, где нас хорошо знают. Продавщица тетя Таня или баба Катя поздоровается с улыбкой, спросит: «Тебе как обычно, “Докторской” полкило, батон “Подмосковный” да “Юбилейного” печенья пачку?»

Ответим утвердительно, а потом попросим совета, каких бы маме конфет купить, чтобы жевать было не тяжело.

Знакомая продавщица все взвесит, подскажет, объяснит.

Ах, новенькую наняли? И с ней познакомимся. Лишь бы она не грубила и не обманывала, а то придется покупать «Докторскую» в другом месте.

Увы, милые, уютные магазинчики, где все просто и знакомо, уходят в прошлое. В небольших населенных пунктах они пока есть, а в крупных городах — редкость.

Не нашлось в ларьке у бабы Кати соды пищевой.

Держим путь в магазин самообслуживания. Вот «Магнит» поблизости, вот «Лента»…

Под вечер народу много. Вдруг кто-то из покупателей поможет отовариться? Когда предлагают помощь, хорошо, не отказываемся. Вроде человек адекватный!

Если среди сопокупателей желающих нет, сами просить, отвлекать не хотим — пробуем обратиться к сотрудникам. Иногда помогают кассиры, иногда — охранники.

Главное — не стесняться: попросить позвать того, кто готов оказать помощь. Может случится так, что свободных сотрудников нет. Тогда идем в другой магазин или ждем первого попавшегося… нет, скорее первого освободившегося покупателя или сотрудника. В некоторых случаях выходит менеджер – и либо помогает сам, либо поручает задачу тому же охраннику. А если мы продвинутые и пользуемся смартфоном, открываем приложение Be My Eyes и звоним по видеосвязи волонтеру. Стабильный интернет, устойчивая связь и немного терпения — вот и тележка полна! Правда, придется держать в одной руке трость, в другой – корзину, в третьей – смартфон…

Вышесказанное относится прежде всего именно к продовольственным магазинам или отделам бытовой химии.

Если хотим купить ноутбук, стиральную машину, платье, продавец-консультант нам с огромной вероятностью поможет. Вряд ли в магазине электроники или спорттоваров будет толпа и ни одного свободного консультанта. Правда, нужный отдел в гигантском торговом центре самостоятельно найти — целый квест.

Опять же: спрашиваем прохожих, а если мы в том отделе уже были и после нашего посещения ничего не поменялось, можем опереться на свою память.

Покупку одежды, конечно, рассмотреть бы отдельно. Продавец такого может насоветовать!

«Ой, девушка, вам так идет это платье! Нежно-персиковый очень вам к лицу! А эти кружева, кокетливый вырез сбоку…»

Нужно четко знать, какую вещь мы готовы купить, что нам на самом деле идет. Когда покупаешь одежду, консультанта слушать – не грех, но доверять стоит только себе!

Если уверенности нет, лучше за пополнением гардероба отправится с кем-то, чей вкус кажется нам безупречным.

Бывает, случается настроение в духе «Никуда я не пойду!». И трость нам не подруга, и собаки-проводника у нас нет. Зрячих друзей напрягать не хочется, погода подкачала, тяжести поднимать — не царское дело…

Стало быть, наш выбор — сделать покупки в интернете. В крошечной деревеньке, сельце, маленьком городишке такой роскоши может не иметься, а жителям крупных городов повезло.

Вот это по-настоящему самостоятельный поход в магазин, пусть и без похода.

Сами путешествуем по сайту любимого гипермаркета, исследуем каталог, читаем информацию о товарах, нужное складываем в корзину, выбираем предпочтительный способ оплаты, ждем курьера, и — вуаля! — наш холодильник не пустой, в шифоньере висят новые брюки, а на компьютерном столе стоят запакованные колонки.

Конечно, товар нам могут привести не тот, просроченный, бракованный; описание на сайте не всегда соответствует реальности, но это уже совсем другая история!»

Анастасия, незрячая

«Если умеешь хорошо ориентироваться в пространстве, то самостоятельный поход в магазин – это не беда! Я довольно часто хожу в магазин одна. Если говорить о продуктовых магазинах, хожу в основном в ближайшую «Пятерочку», возле дома и возле школы. Поначалу спрашивала, где что находится, у сотрудников и посетителей магазина. Когда меня просят что-то купить, я звоню по видеозвонку, уточняю, тот ли товар нашла, который нужен. Со временем я запоминаю расположение товаров. Конечно, очень неудобно, когда происходит глобальная перестановка товаров. Тогда приходится изучать все заново, обращаясь к окружающим. Но я считаю, что поход в магазин – очень хороший способ тренировки коммуникативных навыков. Так что, во всем есть свои плюсы.

Находить товары, в принципе, не составляет труда. Люди всегда охотно помогают, если нужно. А вот с ценниками, конечно, есть сложности. Часто бывает так, что на кассе акция не проходит, хотя ценник был с акцией. Не будешь ведь про каждый товар спрашивать, есть ли на него скидка. Для тотально незрячих людей, мне кажется, это основная сложность. А к остальному можно приспособиться, изучив с помощью зрячих людей, где лежит тот или иной товар».