Найти в Дзене

Предметы старины – хлам или сокровище?..

Предметы крестьянского быта из затопленных сёл Крохино и Каргулино, переданные Фонду "Крохино" С.И. Завариной и Т.П. Петровой. Фото из архива фонда
Предметы крестьянского быта из затопленных сёл Крохино и Каргулино, переданные Фонду "Крохино" С.И. Завариной и Т.П. Петровой. Фото из архива фонда

Согласитесь, любовь к старинным вещам, поиск артефактов по чердакам и заброшкам – всё это интересно единицам. При этом многие считают, что старина – это рухлядь, от которой нужно избавиться. Но так ли это? В чём ценность старинных вещей? Зачем их собирать и восстанавливать?

Об этом размышляет волонтёр Фонда «Крохино» Алексей Молчанов, «по совместительству» реставратор музея архитектуры им. Щусева в Москве:

«Большая часть ХХ века у нас прошла под лозунгом «разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим». Уничтожались усадьбы, купеческая и мещанская деревянная архитектура, монастыри, церкви. Плоды этой идеологии мы пожинаем в наше время: в уме рядового человека закрепилось представление о том, что всё старое не нужно, что оно гнилое, ветхое и достойно только уничтожения. Но это не так, и необходимо искать способы доносить до людей, в чём ценность наследия и почему его надо сохранить».
Волонтёр Фонда «Крохино» реставратор Алексей Молчанов. Фото из личного архива.  Храм-маяк в Крохино. Фото Тимофея Бородина
Волонтёр Фонда «Крохино» реставратор Алексей Молчанов. Фото из личного архива. Храм-маяк в Крохино. Фото Тимофея Бородина

Идея сохранения храма-маяка в затопленном селе Крохино не случайно оказалась близка Алексею. Он занимается реставрацией предметов декоративно-прикладного искусства, а в свободное время восстанавливает памятники архитектуры в родном городе Кимры. Вот уже года три Алексей помогает Фонду «Крохино» как волонтёр – реставрирует предметы из коллекции будущего музея Незатопленных историй*. Многие из них буквально спасены от разрушения.

Недавно Алексей закончил реставрацию одного из самых ценных предметов из коллекции фонда – деревянного киота, украшенного позолоченной резьбой в форме гроздьев винограда. Этот киот – небольшой деревянный «ящик» для иконы со стеклянной дверцей – передала фонду Татьяна Павловна Петрова из деревни Глушково, собравшая дома целую коллекцию вещей переселенцев из затопленных сёл Крохино и Каргулино. Какая икона была в киоте, неизвестно – образ украли много лет назад, вынув через заднюю стенку…

Киот с резьбой в форме виноградных гроздьев, переданный Фонду «Крохино». Т.П. Петровой. Отреставрировал киот волонтёр фонда Алексей Молчанов, профессиональный реставратор.
Фото Алексея Молчанова
Киот с резьбой в форме виноградных гроздьев, переданный Фонду «Крохино». Т.П. Петровой. Отреставрировал киот волонтёр фонда Алексей Молчанов, профессиональный реставратор. Фото Алексея Молчанова

Почему киот решили реставрировать? Вполне возможно, что он был частью внутреннего убранства церкви Рождества Христова в Крохино. Алексей подтвердил наше предположение о том, что киот предназначался для храма: об этом говорит размер (высота рамки 56 см) и богатая резьба с позолотой. Большая удача, что у киота сохранилась «родная» стеклянная дверца – как рассказал Алексей, это старинное стекло ручной формовки. По стеклу, а также по строганому ореховому шпону, которым оклеен сосновый корпус киота, можно судить о времени его изготовления – это рубеж XIX и ХХ веков.

Позолоченная резьба киота до и после реставрации. Фото Алексея Молчанова
Позолоченная резьба киота до и после реставрации. Фото Алексея Молчанова

В будущем специально для отреставрированного киота будет написана икона, которая вместе с мозаичной иконой Спаса Всеседержителя «на водах» из осколков крохинских фресок займет своё место в путевой часовне – её планируется обустроить в нижнем ярусе Крохинской колокольни.

На реставрацию киота у Алексея Молчанова ушло 4 месяца. Такая кропотливая работа могла бы стоить десятки тысяч рублей, однако реставратор проделал ее для фонда безвозмездно – это неоценимая помощь! Но это ещё не всё: на очереди у Алексея другой объект реставрации – единственная уцелевшая деревянная оконная рама из окна второго этажа паперти Крохинского храма.

Единственная рама в окне паперти Крохинского храма-маяка, уцелевшая почти полностью. Фото из архива Фонда "Крохино"
Единственная рама в окне паперти Крохинского храма-маяка, уцелевшая почти полностью. Фото из архива Фонда "Крохино"

Это самый крупный и, наверное, один из самых ценных крохинских артефактов. Удивительно, что рама сохранилась, пока храм на протяжении нескольких десятилетий стоял без кровли, открытый дождю и снегу. Когда её вынимали из оконного проёма, она, конечно, рассыпалась на составные части, но в целом сохранность её хорошая. В раме не хватает нескольких перемычек, много деструктурированной древесины, но всё это волне реально восстановить. После реставрации рама станет одним из экспонатов будущего музея Незатопленных историй Белого озера.

Внутреннее убранство церкви Рождества Христова в Крохино. Фото Николая Макаренко, 1913 год Затопленный Крохинский храм. Фото Станислава Кудринского, 1989 год
Внутреннее убранство церкви Рождества Христова в Крохино. Фото Николая Макаренко, 1913 год Затопленный Крохинский храм. Фото Станислава Кудринского, 1989 год

Что руководит профессионалом, готовым отдавать своё время и мастерство благотворительному проекту? На этот вопрос Алексей Молчанов отвечает так:

«Церковь Рождества Христова в Крохино – уникальный памятник, и для меня честь прикоснуться к его сохранению. Это единственный в России затопленный храм, сохранившийся столь полно. Удивительно, как он вообще дошёл до наших дней, дождался тех, кто оказался готов о нём заботиться. Для реставратора участвовать в сохранении такого объекта – большая профессиональная удача, а для небезразличного к наследию человека – настоящая отдушина».

Подписывайтесь на канал «Крохино. Незатопленные истории» и будьте в курсе самых интересных проектов Фонда «Крохино»!

  • Создание Музея Незатопленных историй Белого озера реализуется победителем конкурса «Индустриальный эксперимент» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.