Если от ноты D построить три квинты вверх и ещё три – вниз, то семь нот этой квинтовой цепочки образуют белоклавишную диатонику.
Такой же результат получится, если сделать три двойных шага на квинту вверх и вниз.
После удлинения квинтовой цепочки до семи нот число ступеней лада не должно расти. Звукоряд блюза содержит 8 нот, но семь ступеней, т. к. одна из них становится переменной, т. е. имеет два варианта.
Далее удлинение цепочки в обе стороны (двойной шаг) даёт ноты F# и Вb. С этого момента вместо добавления новых нот будем использовать альтерацию (F# вместо F, Bb вместо В).
Для пентатоники вместо альтерации используется замена одной ступени на другую, если между ними – полутон. Если такой ступени рядом с новой нотой нет, новая нота (G, A, C, E в начале таблицы и G#/Ab в последней строчке) добавляется к ладу без замены соседней ступени.
Лады заняли свои места в таблице в соответствии с классификацией:
1. пентатоника
2. heptatonia prima (диатоника)
3. heptatonia secunda (мелодические лады)
4. лады с одной увеличенной секундой (гемиолика)
5. гемиолика с двумя увеличенными секундами
Пентатоника на чёрных клавишах дополняет С мажор до 12 нот. Точно так же другие пентатоники из таблицы №2 дополняют лады из таблицы №1.
Каждая строчка таблиц – это звукоряд, все ноты которого могут быть тониками и, следовательно, мы имеем не один, а семь (или пять, или шесть) ладов с общим звукорядом.