Найти тему

Книги о педагогических методах, школах и работе с детьми

Оглавление

Что представляли собой первые русские училища и как готовили педагогов в XIX веке? Чему обучают детей в колониях для несовершеннолетних преступников и какие идеи лежат в основе современных школ? Редакция наук об образовании портала «Большая российская энциклопедия» собрала для вас несколько книг о методах преподавания — от Средневековья до наших дней.

«Повседневная жизнь русской школы от монастырского учения до ЕГЭ», Наталья Петрова

Как учили княжеских и боярских наследников и детей простых сословий в средневековой Руси? Что такое «цифирные школы» и народные училища? Какими были первые лицеи и гимназии в России? Чем отличались друг от друга учителя простых земских школ и привилегированных — тех же гимназий и лицеев? Как были устроены учительские семинарии и педагогические институты, которые стали появляться в 1870-х годах? Что произошло со школами после революции и во время Великой Отечественной войны? Это лишь часть вопросов, ответы на которые можно узнать из книги историка и педагога Натальи Петровой.

Автор глубоко погрузилась в документы и хроники, при этом её книга — не сухой академический труд, а увлекательный живой нон-фикшн, написанный лёгким языком. Несмотря на обилие интересных фактов и широкий охват эпох, книга компактного объёма.

«Педагогическая поэма. Полная версия», Антон Макаренко

Легендарное произведение советского педагога Антона Макаренко, оказавшее огромное влияние на образовательную науку XX века. Книга была написана в 1935 году по совету Максима Горького, который также стал первым редактором «Поэмы».

Макаренко описал свой опыт руководства колонией для малолетних преступников, в которой он успешно применял собственные подходы к воспитанию и обучению: общественно полезный труд, общее управление, принципы доверия, единые требования к ученикам и преподавателям. Книга написана в художественной форме — с яркими персонажами и увлекательным сюжетом. «Педагогическая поэма» — обязательный пункт в любом списке литературы для учителей.

«Оставьте меня детям… Педагогические записи», Януш Корчак

Януш Корчак — великий польский педагог и писатель, одна из важнейших фигур в мировой педагогике. Корчак пропагандировал принцип любви к ребенку, добивался права детей на уважение и утверждал, что в воспитании нужно исходить из того, что все дети разные.

Корчак издал более 20 педагогических книг, но наиболее полно его идеи и его личность проявляются в дневнике, написанном в гетто перед смертью. Когда немцы оккупировали Польшу во время Второй мировой войны, он руководил сиротским приютом в Варшаве. В 1942-м Корчак был отправлен в газовую камеру с двумя сотнями детей из своего приюта, отказавшись от предложенной свободы. «Оставьте меня детям…» — мощное произведение, вызывающее сильные эмоции и запоминающееся надолго.

«Три элемента школы. Записки русского педагога», Константин Ушинский

Широко известно имя прославленного русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Смелый новатор, он часто был гоним при жизни. Учёное сословие той эпохи не могло в полной мере оценить его выдающихся талантов. По прошествии времени идеи Ушинского были высоко оценены обществом и легли в основу всей советской и российской педагогики.

Ушинский стал первым русским педагогом, поставившим в приоритет не элитарное, а массовое образование. Проанализировав опыт европейской и американской педагогики своего времени, он развил его в применении к реалиям России. Патриот и практик, отстаивавший идеи народности в применении к школьной практике, считал идеалом школу, которая бы готовила совершенно нравственного человека.

В этой книге собраны наиболее важные педагогические произведения Константина Дмитриевича Ушинского.

Интересные материалы:

От Бауманки до списка Forbes и квантового компьютера: интервью с Алексеем Фёдоровым

Зачем магазины указывают первоначальную стоимость товара на ценнике со скидкой?

Искусство математики: как художники использовали золотое сечение

Почему быки реагируют на красный цвет?