Найти в Дзене
Страницы истории

Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме - место, где молились все пророки. Почему этот храм так важен для мусульман

Оглавление

Мечеть Аль-Акса расположена в месте, на котором с древних времен поклонялись Господу верующие трех религий — иудеи, христиане и мусульмане. Это единственное подобное место на земле. Название Аль-Акса переводится как «Отдаленная мечеть», а также «Высшая мечеть».

Мечеть Аль-Акса была возведена в Иерусалиме на Храмовой горе в 636 году, но история этого места гораздо более древняя.

Ветхозаветное место

В X веке до Р.Х. Иерусалим становится столицей Иудейского царства, и по велению царя Соломона на горе Мориа (сейчас ее называют Храмовая гора) на месте, которое указал ему его отец Давид, был возведен храм, который стали называть храм Соломона. О строительстве храма говорится в Ветхом завете (2 Пар 3:1):

«И на­чал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, ко­торая была указана Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид».

Храм стал местом поклонения Богу Иегове, и туда был перенесен Святое Святых - Ковчег Завета.

За свою длинную историю Иерусалим много раз завоевывался, разрушался и восстанавливался, а вместе с ним разрушался и восстанавливался храм Соломона. Строительство второго храма началось в 524 году до Р.Х., он тоже разрушался и восстанавливался. При палестинском царе Ироде Великом (40–4 гг. до Р.Х.) храм был восстановлен во всем своем великолепии. Он стал местом поклонения Единому Богу и, как и прежде, был доступен только для иудеев. Надписи на греческом и латинском языках предупреждали чужаков о запрете вступать в храм, за нарушение следовала смертная казнь.

Упоминается храм и в Евангелии. Здесь ступала дева Мария с младенцем Иисусом, а впоследствии именно из этого храма Иисус изгнал торговцев. Отношение к ветхозаветному храму имели ученики и последователи Господа.

В 70-е годы войска римского императора Тита Флавия разрушили храм Соломона, от него осталась только часть ограды, которая сейчас известна как Стена Плача. А на этом месте был построен языческий храм Юпитера, но он тоже был разрушен.

В IV веке, когда Иерусалим перешел под управление Византии, император Юлиан разрешил евреям восстановить храм Соломона на его прежнем, священном месте. Но случилась почти мистическая история. После того, как расчистили древний фундамент и на него уложили первые камни, началось сильное землетрясение, которое сбро­сило камни с места. В страхе строители разбежались.

Строительство мечети Аль-Акса

В VII веке Иерусалим был взят арабскими войсками под предводительством халифа Омара ибн аль-Хаттаба. Именно на развалинах священного храма Соломона халиф Омар принял капиту­ляцию, а затем совершил здесь молитву. Тем самым он хотел подчеркнуть преемственный характер ислама относительно иудаизма и христианства.

К концу VII века было построено два храма. Над камнем Основания, где когда-то, до разрушения Храма, находился Ковчег Завета, был воздвигнут Купол Скалы (на фото с большим позолоченным куполом), а рядом построили мечеть Аль-Акса (с серым куполом).

-2

Изначально это было деревянное здание, которое не менее 5 раз разрушалось, в том числе и в результате землетрясений. В 1035 году, после очередного землетрясения, было построено каменное здание, которое сохранилось и по сей день.

В 1099 году Иерусалим был осажден, а потом взят крестоносцами, и мечеть Аль-Акса была частично перестроена и превращена в христианскую церковь. На территории храма также разместили штаб-квартиру рыцарей-тамплиеров, а подвалы превратили в конюшни.

Статус мусульманской святыни был возвращен мечети Аль-Акса в 1187 году, когда Иерусалим был отвоеван у крестоносцев султаном Египта и Сирии Саладином.

-3

Внешний вид и внутреннее убранство мечети Аль-Акса

Мечеть Аль-Акса выглядит довольно скромно, имеет всего один минарет и относительно небольшие размеры - внутри могут разместиться не более пяти тысяч человек. 17-метровый купол покрывают свинцовые листы, которые придают ему серый цвет.

-4

Разнообразные колонны из камня и каррарского мрамора, соединенные арочными проемами, делят внутреннее пространство мечети на семь галерей, каждая из которых имеет свой вход.

-5

Купол изнутри и верхняя часть стен оформлены мозаикой, выполненной очень искусно. Нижняя часть стен облицована белым мрамором. Основная часть утвари выполнена из золота. На полу мягкий ковер.

-6

-7

В отличие от скромного внешнего вида, изнутри мечеть Аль-Акса выглядит впечатляюще.

Почему мечеть Аль-Акса так важна для мусульман всех течений

Мусульмане всего мира почитают мечеть Аль-Акса как третью святыню ислама, после мечети Масджид аль-Харам в Мекке и мечети Пророка Мухаммеда в Медине. Она тесно связана с историей пророка Мухаммеда и его сподвижников и неоднократно упоминается в Коране.

Только две мечети в Коране упоминаются по имени: Масджид Аль-Харам в Мекке и Аль-Акса в Иерусалиме. Причем, только Аль-Акса в Коране называется «Святая земля», то есть, земля спасения и мира. Благословенной землей считаются не только сама мечеть, но и ее окрестности.

Важное значение Аль-Аксы, описанное в Коране, заключается в том, что это единственное место на Земле, где все пророки Аллаха, во главе с пророком Мухаммедом, совершали здесь совместную молитву.

Считается, что Аль-Акса является местом захоронения пророков. Точных данных о том, сколько пророков и сахабов (сподвижников) здесь похоронено нет, но предполагается, что именно здесь захоронен пророк Сулейман. К тому же, именно в мечети Аль-Акса пророк Мухаммед вознесся на небеса.

Мечеть возведена на месте, в котором в 619 году произошла Исра - ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим. До 622 года это место служило для мусульман первой киблой, то есть, особым ориентиром, в сторону которого каждый мусульманин, где бы он ни находился, должен обращать лицо, совершая ежедневные молитвы и намазы. Сейчас такой святыней является Кааба в Мекке. Почему так?

Мухаммед стремился сблизиться с иудеями, даже принял некоторые их обряды и учения. Но евреи отвергли его учение. Тогда Мухаммед призвал своих последователей обращаться при молитве не к Иерусалиму, а к Мекке.

-8

Считается, что одна молитва, совершенная в этом священном для мусульман месте, равносильна пятистам, совершенным в других местах. Поэтому любое покушение на эту мусульманскую святыню рассматривается ими как нападение на веру.