Весной ваш покорный слуга решил немного отдохнуть от фантастики с фентезей и временно переключился на классику и нон-фикшн. Что ж, я изрядно отдохнул от топов АТ и восстановил пошатнувшееся ментальное здоровье, а потому, думаю, можно бы и вернуться к старым-добрым книжным обзорам.
Вот только начать их я хочу отнюдь не с отечественного сетератора. Сегодня будет книга, которую я обещал разобрать едва ли не полтора года назад. Речь идёт о цикле Джима Батчера «Досье Дрездена».
Автор начал писать цикл в самом конце девяностых и не закончил до сих пор (хотя, как я понял, там всё идет к финалу), а потому на сегодняшний день в «Досье Дрездена» входит семнадцать романов, последний из которых вышел в 2020-м году, а также некоторое количество рассказов, комиксов и прочей годноты. Вроде как, господин Батчер хочет завершить всё большой трилогией, так что, глядишь, в этом десятилетии история и подойдет к концу.
Я прочитал первые пять книг в прошлом октябре, отложил цикл, решив вернуться к нему позже и… Возвращаюсь до сих пор, да.
Слишком многое нужно прочитать и слишком мало на это времени у одного сонного хомяка. Увы и ах. Ладно, хватит уже лирических отступлений.
Давайте скажем пару слов о жанре сегодняшнего пациента и приступим.
Итак, у нас тут редкое сочетание: нуар + городское фэнтези и уже одно это заслуживает внимания. Вот только хватит ли подобного для того, чтобы назвать «Досье Дрездена» хорошей, ну или хотя бы интересной работой?
Попробуем разобраться.
Капелька сюжета
южет прост и традиционен, я бы даже сказал.
В Чикаго живёт и практикует славный парень Гарри Блэкстоун Копперфилд Дрезден. Кем в нуаре может быть чувак по имени Гарри? Естественно, частным детективом.
Вот только наш доблестный протагонист ищет отнюдь не неверных супругов или пропавших кошек. Он – чародей, а потому и услуги предоставляет магические.
Гарри работает со всякой чертовщиной, более того – оказывает экстрасенсорные услуги Чикагской полиции.
Нетрудно догадаться, как к нему относятся те же копы (не все, конечно же), да и многие рядовые граждане, но без работы наш герой не сидит, потому как он – истинный профессионал, действительно умеющий колдовать.
И вот тут надо было бы написать что-нибудь в духе «и его беззаботная жизнь подошла к концу как раз в тот момент, когда началось очередное дело…», но увы каждый роман серии – это именно что очередное дело.
Каждая книга (по крайней мере из числа тех, до которых я добрался) – это законченное произведение, которое, в принципе, можно читать самостоятельно (но я настоятельно не рекомендую этого делать). Что тут можно сказать – потерянные знания предков. Условные Клеванские с Шаманами на подобный подвиг не способны, да.
И несмотря на всё вышесказанное, в цикле есть сквозной сюжет, который постепенно развивается, обрастая подробностями и медленно, но верно добавляя происходящему эпичности.
Мир
Ну что ж. Про мир нельзя сказать прямо так уж и много. У нас тут стандартная Америка конца девяностых – начала нулевых, в которой и приключается главный герой.
У нас тут нет кланов и родов, нет литРыПыГы и реалРыПыГы, нет попаданцев, нет культиваторов, любящих херовые палатки или обитающих на руинах погибшего мира Древних.
У нас просто старое-доброе городское фэнтези.
А потому в основе магической части мира лежит кельтская мифология, что, в общем-то, и неудивительно. Давайте будем честны – именно на ней базируется вообще вся мифология англосаксов. А потому у нас тут будут сидхе, ага. Аж два двора: Зимний и Летний. А вместе с ними появится и всё, что из подобного наличия присутствия вытекает.
Впрочем, стоит заметить, что не одними остроухими уродами полнится местный бестиарий. Тут нашлось место и оборотням, и вампирам, и злобным колдунам, и призракам, и чёрт ещё знает чему.
Буквально.
А ещё в мире «Досье Дрездена» существует развитое магическое сообщество, управляемое Советом, отношение которого к Гарри, как бы это сказать помягче... неоднозначное, да.
Есть колдуны-регенаты. Есть культисты, явно жаждущие призвать если и не ацццкого сотону, то уж Ктулху-то точно.
Проще сказать, какой заразы тут нет!
Но, что важно, среднестатистический обыватель ничего не знает про всю эту потустороннюю муть. Она – удел немногочисленных посвящённых и очень любит тишину.
Вообще, мне показалось, что в книге имеются отсылки на Мир Тьмы, или даже полемика с ним.
Возможно, это просто воображение вашего покорного слуги, но знаете, всё может быть. Этот настольный сеттинг был крайне популярен в девяностые, если память меня не подводит, так что не удивлюсь, если автор гонял в него, набираясь, так сказать, вдохновения.
И знаете, пожалуй, на этом я закончу с миром, потому как если стану углубляться в его особенности – нырну в спойлеры… Да и не то, чтобы их было так уж прям много – особенностей этих – в первых пяти книгах.
Магия и боги
Боги, а точнее Бог тут есть однозначно.
Иначе откуда бы взялись Рыцари Креста, не так ли?
Проявляют ли трансцендентные сущности себя? А вот не скажу, мучайтесь неизвестностью.
С магией же всё куда проще. У нас тут есть всё, начиная от сложных ритуалов, проклятий и прочего вуду, и заканчивая банальными и новомодными фаерболами. Впрочем, последнее встречается не то, чтобы слишком часто, не волнуйтесь.
В любом случае, наш протагонист не может вытворять всяческую хренотень в духе персонажей Перумова. Нет, он вынужден делать самые разные эликсиры, обмазываться обвешиваться амулетами, заключать договоры с разными существами той или иной степени паскудства, ну и, конечно же, использовать магический посох.
А то какой он чародей без посоха?
Персонажи
Ладно, идём дальше. Герои цикла.
Как легко догадаться, их не просто много, а прямо-таки охренеть как много! Обо всех говорить не будем, а по старой традиции упомянем лишь нескольких – самых колоритных, прикольных, ну и просто сохранившихся у меня в памяти спустя год.
Гарри Блэкстоун Копперфилд Дрезден. Маг, пария, человек с чудовищным прошлым, скованный очень неприятными обязательствами. За всё, что он сделал, сделает, не сделал и не сделает ему придётся платить.
И плата будет тяжёлой.
Как протагонист Гарри вышел шикарно! Следить за его злоключениями – одно удовольствие.
Но любому нуарному детективу положена своя femme la fatale и для Гарри таковой становится Сьюзан Родригес – горячая красотка, работающая в местной жёлтой газетёнке, пробавляющейся статейками вроде «пришельцы зондировали йети» или «кальсонные гномики воруют ваши трусы».
По роду деятельности ей пришлось ступить на ту сторону и узнать, что милые и забавные выдуманные существа из сказок, во-первых, не выдуманы, во-вторых, не забавны, а в-третьих, далеко не милы.
Как персонаж она, ИМХО, далека от идеала, но свою роль выполняет на все сто.
А вот какой женский персонаж у автора получился, так это Кэррин Мёрфи – сорок пять килограмм боевой ярости, готовых в любой момент взорваться ураганом чапалахов. Кэррин – глава паранормального отдела полиции Чикаго. Да, такой есть. Да, на него смотрят косо. Да, на него сбрасывают всяческую хрень, отдающую чертовщиной.
Собственно, именно тогда к работе подключается и Гарри, являющийся внештатным консультантом полиции.
Что сказать про Кэррин? Сильный женский персонаж здорового человека. Как я уже говорил, автор начал писать цикл в конце девяностых, а тогда СЖП были именно что нормальными героинями, а не убогими соевыми Мэри-Сьюхами, от которых уже блевать тянет.
А потому Кэррин действительно сильна, действительно независима и действительно может надрать жопу не то, что мужику, а и чёрту, если тот высунется из-под земли! И я одобряю таких персонажей.
Дальше следует рассказать про Майкла Карпентера. Кто он такой? Паладин. Причём, что характерно, не гейский, а нормальный. Тоже – здорового человека.
Майкл – это Рыцарь Креста. Воин света, наделённый мечом божественного происхождения. Его призвание – искоренять зло, а потому Майкл – это воплощение рыцарства и порядочности.
Именно поэтому он работает с Гарри, ведь тот не на стороне Князя Мира Сего и его приспешников.
Опять же, я честно скажу, что соскучился по таким простым, понятным и цельным героям.
А ещё Майкл, как и другие рыцари, подобные ему, обладает особым талантом – они всегда появляются там, где нужнее всего, потому как неисповедимы пути Его.
Другими словами, у нас тут есть вписанный в лор мира рояль из кустов. Учитесь, сетераторы, как надо работать!
Ладно, думаю, с персонажами можно закругляться. Напоследок упомяну ещё кота по имени Мистер. Это здоровенный, весящий добрый пятнадцать килограмм монстр, проживающий вместе с Гарри.
Что он такое – неизвестно, но камон, у мага же должен быть фамилиар, верно?
За и против
Что же мне понравилось?
Хм-м-м, пожалуй, стоит начать с сюжета. У нас тут масса лихо закрученных детективных историй, в которых есть и загадка, и екшон, и скандалы/интриги/расследования, и многое, многое другое.
Автор подходил к вопросу со знанием дела и не халтурил.
В результате получились крепкие повести, легко читающиеся, с очень плотным повествованием, обилием событий. Именно такого ждёшь от остросюжетного городского фэнтези!
Следующее достоинство – это нуар составляющая цикла. Она отвечает у нас за мрачноту и неоднозначность, за то, чтобы победа доставалась герою через боль и превозмогание, чтобы она отдавалась вкусом пепла на губах.
И поверьте, всего этого вполне хватало в тех пяти томах, что я прочёл.
Главный герой цикла – это отнюдь не Марти-нагибатор. Он силён, но не всесилен, а враги попадаются умелые, жестокие и беспринципные. Способные на самую гнусную мерзость и не останавливающиеся ни перед чем для достижения цели.
В результате уже к концу пятого тома Гарри, говоря честно, оказался в глубокой такой заднице и ясно ощущается, что чем дальше – тем хуже будут идти дела.
И я вполне одобряю такой подход!
Впрочем, книга, несмотря на нуар и фэнтезю, отнюдь не являет собой пример унылой графомани, где персонажи встают на трибуну и с постными рожами по пять минут вещают Очень Важные Вещи.
Нет, тут хватает юмора, диалоги неплохи, а авторский слог приятен настолько, что даже перевод не смог его испортить (хотя к переводу есть вопросы, да).
Тут хватает прикольных и запоминающихся персонажей. Достаточно вспомнить Сашу – русского паладина и троцкиста, черпающего силу из…веры в то, что Бога нет, а ведь он не один там такой!
Автор поработал с мифологией и Дивный народ у него именно что Дивный, но не Добрый, не Весёлый и не Хороший. Опять же, не скажу, что он зарылся прям в глубокие глубины, но читать про отношения Зимнего и Летнего двора фэйри было интересно.
И таких вот плюсов можно найти реально немало.
Что мне не понравилось?
Начнём не с книги, а с перевода. Возможно, я что-то и путаю – за год из памяти многое выветрилось – но, кажется, в нём имелись косяки, пускай и не смертельные.
Следующее, что мне не очень понравилось, это некоторая вторичность и поверхностность цикла. Да, это чистая вкусовщина, я понимаю, но вот как-то нет-нет, да и ловил себя на мысли о том, что автор ну как-то вот совсем уж по учебнику работает, что можно было бы проявить больше самостоятельности.
Повторю ещё раз – это вкусовщина, но ощущения от прочтения она мне подпортила.
Некоторые детективные моменты, ИМХО, были слабоваты, но это, опять же, вкусовщина.
А вот по серьезному предъявить книгам и нечего. Работал профи!
Заключение
Что ж, предлагаю закругляться.
Знаете, цикл «Досье Дрездена» - а точнее та его часть, что успел прочитать – мне понравился.
Тут у нас есть и масса интересных героев, и непрерывные приключения, и тяжёлые испытания, которые нашим бедолагам приходится проходить, и серая мораль, и настоящие трагедии, и жестокость, и вера, и честность, и самопожертвование и много всего интересного.
Да, я бы не назвал этот цикл чем-то особо глубоким, но и проходняком его считать нельзя. Тем более что от повести к повести как качество авторской работы, так и общая мрачнота лишь возрастают, а хомяку подобное по душе.
Не могу не похвалить и умелую работу на стыке жанров – сейчас подобное встречается реже, чем хотелось бы.
Так что в хомячьей классификации «Досье Дрездена» проходит по категории крепких середняков или даже книг выше среднего, которые могут понравиться как всем любителям жанра, так и просто мимокрокодилам.
К ознакомлению рекомендую.