После череды сумрачных рассказов об убийствах, фобиях и безысходности я подумала — достаточно о печали, хочу о любви! Не долго думая, я вспомнила, как однажды, не так давно, мне в комментариях приводили цитату о любви из Мопассана, который потом не единожды всплывал и под другими рецензиями. Ну, конечно! У меня же целых десять его томов с пикантными обложками. Я подставила стульчик, чтобы дотянуться до книжной полки и взяла последний десятый. Открываю, а там - "Исповедь женщины", которую мне недавно цитировали, рассуждая о превратностях любви и целых три раздела рассказов. О, да это ответ на мои молитвы! Хочу расслабиться и утонуть в чувственности. Поэтому прочитала подряд целых четыре рассказа, но не поймите превратно — просто они оказались малюсенькими. И именно по этой причине я хочу объединить свою рефлексию в один отзыв.
"Исповедь женщины"
Маленькая история, так скажем, об отправной точки пускания в превратности любви одной женщины, в которые её толкнул её же собственный муж своим отношением и последующим приступом ревности, наломав дров на чужом дворе. Если запутала, поясняю. Душа наша изначально чистая и благородная. Например, живёт девушка невинная, встречает она любовь настоящую, счастливую — и дальше её чувственно - любовная жизнь складывается хорошо и гармонично, потому что нашёлся в нужный момент подходящий ей мужчина, с которым она раскрылась как женщина. Но в рассказе не тот случай, и посмотрите, что говорит исповедующаяся женщина :
"Настоящая любовь нуждается — так я, по крайней мере, полагаю — в свободе и одновременно в препятствиях. Разве любовь по обязанности, любовь, утвержденная законом и церковью, — это любовь? Поцелуй законный никогда не сравнится с поцелуем похищенным."
Ой, не соглашаюсь я с твоими, как мне кажется, искажёнными представлениям об истинной любви, дорогая моя героиня, но понимаю, почему ты так говоришь, отчасти... Возможно, первое разочарование в мужчине (сухой и при этом ревнивый муж) и толкнуло тебя на дальнейшие исследования этой волшебной стороны нашей жизни. Но ты выбирала, по всей видимости, всегда сторону чрезмерной чувственности, нежели духовной составляющей. Впрочем, это вопрос спорный, поэтому у каждого будет свой взгляд...
"Страсть"
Честное слово, если бы я писала отдельную рецензию на этот рассказ, я бы озаглавила её "Испанский стыд", потому что именно это чувство душило меня, пока я читала. Ну да, мужчине можно быть безумно влюблённым и даже немного помешанным, крушащим всё на своём пути при покорении женщины. Ему это "идёт". Но нам, женщинам — ни-ни... Ни в коем случае! Лучше умереть в любовной горячке у себя в постели, чем сотворить то, что эта героиня в рассказе. Да, печально, но помешанная на мужчине женщина ничего, кроме неприятного чувства, вызывать не может, к сожалению. Такова наша женская "селяви"...
"Лунный свет"
"Видишь ли, сестра, очень часто мы любим не мужчину, а самую любовь. И в тот вечер твоим настоящим любовником был лунный свет." Так сказала сестра сестре после женской исповеди, и, думаю, что отчасти оказалась права. Но только не её в том вина, потому что, когда муж вот такой слегка засушенный педант, а жена со всеми своими женскими эмоциями и жаждой чувственных ощущений, которые неизменно накапливаются с течением жизни в подобном браке, то такой исход её состояния вполне логичен. Да, женщина — создание эмоциональное и жаждущее любви, и именно этим она и подпитывает мужчину. А если он её не заряжает, то ей приходится черпать энергию в лунных мечтах. Нет здесь ничего смешного на самом деле, а только лишь печально, что один супруг не даёт в браке другому необходимое и заставляет полюбить даже лунный свет, как призрак и мечту о том настоящем, которое не случилось в жизни, а потому и не хватает...
"Грезы"
А вот этот рассказ весьма любопытен, потому что автор толкает читателя на серьёзные размышления, и они далеко не о любви. Про эфир, которым злоупотреблял один акушер из "Правила виноделов" Д. Ирвинга, я слышала. Он заменяет опиум, морфий и прочие наркотики для полёта души и расслабления тела. И именно его советует один доктор своим, жалующимся на скуку жизни, собеседникам :
"Мой милый, для того чтобы грезить наяву, необходимы внутренняя собранность и большая работа воли, а это вызывает сильную усталость. Настоящая греза наша, мысленная прогулка по миру очаровательных видений, несомненно, самое восхитительное, что есть на свете, но она должна возникать естественно, без напряжения; кроме того, она должна сопровождаться чувством физического блаженства. Такую грезу я могу вам предложить, но при условии, что вы дадите обещание не злоупотреблять ею."
Но посмотрите, что он рассказывает о своём состоянии при употреблении эфира :
"Это не была греза, как под действием гашиша, это не были болезненные видения, вызываемые опиумом; это было чудесное обострение мышления, новый способ видеть мир, судить о нем, оценивать жизненные явления и при всем этом уверенность, убежденное сознание, что этот способ и есть самый настоящий.
И вдруг в моем уме возник библейский образ. Мне представлялось, что я вкусил от древа познания, что все тайны раскрыты передо мною, настолько я находился во власти новой, своеобразной, неопровержимой логики: И доводы, умозаключения, доказательства так и толпились в моем уме, а "а смену им, опровергая их, тотчас же приходили другие доводы, умозаключения, доказательства, еще более сильные. Моя голова стала полем битвы идей. А я становился высшим существом, вооруженным непобедимейшей способностью мышления, и я наслаждался безумной радостью от сознания своего могущества..."
И последнее предложение этого рассказа :
"Милостивые государыни, милостивые государи, неужели вашему сердцу ничего не скажут эти строки?"
Что имел ввиду автор, как думаете, религию или любовь?