Найти тему
АиФ – Северный Кавказ

Рытвины да колдобины. Сколько дорог на Ставрополье ждут капремонта?

Оглавление
   В 2023 году на ремонт дорог по нацпроекту выделили 3,6 млрд рублей, из которых больше одного миллиарда – федеральные средства.
В 2023 году на ремонт дорог по нацпроекту выделили 3,6 млрд рублей, из которых больше одного миллиарда – федеральные средства.

Качество дорог – больная тема для жителей Ставропольского края. В некоторых городах региона годами ждут хотя бы ямочного ремонта. Местные власти уверяют, что не могут быстро справиться с накопленными проблемами.

При этом междугородние трассы приведены в порядок. В ставропольской агломерации, а это семь районов, включая столицу края и Невинномысск, успешно идёт ремонт по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги».

Сколько ещё осталось ездить по ухабистым городским и сельским улицам, разбирался «АиФ-СК».

Бесхозная улица

Елена Авакова из Кисловодска уже несколько десятилетий ездит по разбитой дороге на улице Форелевое Хозяйство к своему дому. Рядом находится посёлок Нежинский Предгорного округа. По словам местной жительницы, административная граница с курортным городом пролегла аккурат вдоль дороги. Единственный путь к домам, стоящим за племзаводом по выращиванию форели, пролегает по формально ничейной рубежной улице, поскольку ни у одной из сторон на балансе она не стоит. А если дорога ничья, то и ремонт делать некому.

«Лет десять назад кто-то по собственной инициативе привёл дорогу в приемлемый вид и залатал дыры, но с тех пор асфальт разбили окончательно, – рассказывает женщина. – Ехать приходится на минимальной скорости, как по полосе препятствий, чтобы не оставить колесо в яме».

Автомобильный трафик на этой улице всегда был высоким. В последние годы нагрузка на разбитую дорогу выросла в разы в связи с началом строительства школы №22. От домов за форелевым хозяйством до учебного заведения ехать полями пару минут. Сокращённым путём в Кисловодск стали пользоваться жители соседних посёлков, добивая и без того разгромленное асфальтовое покрытие.

В середине сентября глава Ставрополья Владимир Владимиров в своём телеграм-канале опубликовал пост, где поделился планами по ремонту дорог в регионе. Под ним довольно быстро появились десятки жалоб, в том числе на состояние дорожного полотна в разных уголках края. Один из вопросов касался дороги между посёлком Нежинским и рыбным племзаводом. Представители управления городского хозяйства кисловодской администрации сообщили, что в следующем году планируют сделать ремонт этого участка по проекту «Западный обход Кисловодска».

Старожилы курорта поделились с «АиФ-СК», что не верят в «болтовню» управленцев и пожаловались, что эпопея с разбитыми дорогами на федеральном курорте длится много лет. Началась она ещё при прежних главах, известных в народе своей бездеятельностью.

Устали прыгать по кочкам

«Большинство дорог подолгу не латают, а если и ремонтируют, то безобразно: после первого ливня появляются ямы и трещины, – возмущается коренной кисловодчанин Александр Евстигнеев. – Разбитую улицу Главную от станции «Минутка» недалеко от администрации игнорируют много лет. Окраины города только начали асфальтировать, хотя их жители ещё в 2017 не могли по колдобинам добраться домой, и таксисты отказывались их везти. Видимо, городские власти все эти годы были заняты прихорашиванием курортной зоны».

Недавно мэр Кисловодска Евгений Моисеев поделился в своём телеграм-канале, что на ул. Рябиновой впервые положили асфальт, построили тротуар, нанесли разметку и установили освещение. Работы обошлись в 35,4 млн рублей. В комментариях под постом мгновенно набралось несколько десятков мнений. Одни благодарили за очередной кусочек цивилизации во всероссийской здравнице, другие просили продолжать в том же духе, потому что «хочется ездить по ровным дорогам, а не прыгать по кочкам».

«Хотелось бы такие тротуары и по Седлогорской, и по Октябрьской, и по Кисловодской. А то ведь ходить невозможно. Убиться можно», – обратилась к главе курорта горожанка Ирина.

На многочисленные обращения по проблемным улицам сотрудники мэрии отвечают, что все работы проводятся поэтапно «в пределах выделяемых бюджетных средств».

«Всё сразу, накопленное за многие годы, в полном объёме выполнить не получается, но мы стараемся. Наша главная задача – в течение ближайших лет кардинально улучшить ситуацию с нашими дорогами», – написали представители муниципалитета.

В конце сентября Евгений Моисеев отчитался перед горожанами, что дороги на курорте приводят в нормативное состояние по поручению губернатора. До конца 2023 года обещают завершить ремонт покрытия 23 улиц на 350 млн рублей из краевого бюджета. Семь улиц уже готовы.

Вернули уплывший асфальт

Проблемы с муниципальными дорогами есть и в других городах Кавминвод. Главе Пятигорска Дмитрию Ворошилову подписчики тоже задают вопросы о состоянии дорожного полотна в селе Юца и в посёлке Горячеводском.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло: после летних тропических ливней, когда у нас унесло асфальт, кое-где восстановили дороги, – поделилась Маргарита Варламова из Пятигорска. – А вот на проспекте Калинина остались ужасные ямы, размытые дождями до огромных размеров и глубиной больше 10 см. На скорости 20 км/ч можно остаться без переднего бампера».

Край лидирует по качеству трасс?

Намного проще дела обстоят с населёнными пунктами, входящими в состав ставропольской агломерации, где ремонт местных и межрайонных дорог проводят по нацпроекту.

По заявлениям региональных властей, край в числе лидеров по реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». 80% дорог Ставрополья соответствуют современным нормативам по качеству дорожного полотна. В 2023 году на ремонт дорог выделили 3,6 млрд рублей, из которых больше одного миллиарда – федеральные средства.

Национальный проект работает в России с 2019 года. Его цель – обезопасить новые дороги, снизив на них смертность в ДТП почти в четыре раза к 2030 году. Все дороги, которые попали под федеральную программу, обустраивают тротуарами, освещают, устанавливают остановочные пункты, делают ливнёвки, парковки и искусственные неровности, чтобы лихачи не разгонялись на новом асфальте и пешеходы были в безопасности.

Кстати

Немало жалоб к руководителям муниципалитетов по поводу «лежачих полицейских», которые делают не по ГОСТу. Жители села Винсады под Пятигорском насчитали у себя четыре вида неровностей разной высоты и формы. Говорят, боятся остаться без колёс, проезжая по ним.

Комментарий

Эксперт «Народного фронта» в Ставропольском крае Алексей Гридин:

«По дорогам, сделанным по муниципальным контрактам, нередко возникают вопросы. Города не закладывают в смету ни ливнёвки, ни освещение, будто их главная цель – сделать как можно больше километров.

Подобный случай был в селе Кугульта: дороги сделали, а тротуар не предусмотрели. Детям приходилось идти вдоль проезжей части. Мы обратили на это внимание администрации. Нас услышали и на собственные средства сделали пешеходную дорожку.

К сожалению, муниципальные власти не всегда дают такую обратную связь.

В отдалённых уголках края безопасность часто отходит на второй план. Мы в «Народном фронте» настаиваем: лучше сделать менее длинную дорогу, но соответствующую всем нормативам.

У нас есть проект «Карта убитых дорог». Когда много людей сообщают о плохом состоянии той или иной дороги, мы выезжаем на место, осматриваем её и пишем запросы в органы исполнительной власти. Если дорога муниципальная – в муниципалитет, если региональная – в министерство дорожного хозяйства.

Миндор оперативно отзывается на наши замечания и вносит дорогу в планы ремонта на текущий или следующий год, в зависимости от предусмотренного субсидирования.

Как общественная организация, мы смотрим на сроки выполнения работ и качество асфальтового полотна. От качества тоже зависит безопасность. При выявлении деформаций обращаемся в надзорные органы.

Когда проводим инспекцию дорог, оцениваем, есть ли асфальт, предусмотрены ли пешеходные дорожки, искусственные неровности и остановочные карманы. Нам важно понять, насколько вообще местным жителям комфортно пользоваться этой дорогой.

Участки, которые ремонтируют по нацпроекту, мы объезжаем два раза в год совместно с представителями министерства и сотрудниками Госавтоинспекции».