18 октября 1843 года в богатой аристократической семье родилась девочка. Девочку назвали Анна. И она с детства отличалась независимым характером. Вот как писала о ней её гениальная сестра Софья Ковалевская:
"...росла вольным казаком, не признавая над собой никакого начала".
Родители Анну очень любили: "...на неё и папенька, и маменька, и дедушка, и тетушки наглядеться не могли..."
Сёстры получили прекрасное образование. Они также читали материалистическую литературу популярных в то время авторов, таких как Людвиг Бюхнер и Карл Фохт, а также произведения народников и «нигилистов» Николая Чернышевского и Петра Лаврова. Обе участвовали в радикальных народнических кружках.
"Я сама хочу жить"
В 1864 Анна она в тайне от семьи напечатала под псевдонимом два своих рассказа в литературном журнале Фёдора Достоевского «Эпоха». Русский классик высоко оценил талант Анны, и она чуть было не стала его невестой, но...
Как позже говорил сам Достоевский:
"Анна Васильевна - одна из лучших женщин, встреченных мною в жизни. Она - чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у неё прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но её убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым".
А вот комментарий Анны:
"Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нём думать. А я этого не могу, я сама хочу жить".
И всё же, они навсегда сохранили дружеские отношения. Есть мнение, что Аглая Епанчина в романе «Идиот» была отчасти списана с Анны.
Эмигрантка и радикалка
В 1866 году Анна уехала из страны. Она изучала медицину в Женеве и вращалась в кругах радикальных эмигрантов. За одного из них, Виктора Жаклара, студента-медика, высланного из Франции за участие в революционных бланкистских заговорах, она вышла замуж.
Они стали частью революционного анархистского течения Михаила Бакунина, оставаясь при этом в дружеских отношениях с Карлом Марксом, принципиальным противником Бакунина.
Анна с мужем вступили в организованный под руководством Маркса I Интернационал: Анна в русскую секцию, её муж Виктор - во французскую.
Женское дело
Низложение Наполеона III в 1870 году позволило Виктору вернуться во Францию. Анна поехала с ним. Вместе они принимают активное участие в Парижской Коммуне.
Анна входит в состав комитета, курировавшего образование девочек, принимает участие в организации продовольственного снабжения осаждённого Парижа, основывает журнал, выступает одной из представительниц русской секции Интернационала, заседает в комитете по правам женщин. Она тесно сотрудничала с другими ведущими революционными феминистками Парижской Коммуны, в частности с Андре Лео и с соотечественницей Елизаветой Дмитриевой. Входила в состав Союза женщин, который выступал за равную оплату труда женщин, предоставление женщинам права голоса, борьбу с домашним насилием, а также закрытие публичных домов в Париже.
Анна была убеждена, что добиться прав женщин можно только в рамках общей борьбы с капитализмом.
Арест, тюрьма, побег
После поражения Парижской коммуны Анна с мужем были арестованы. Его приговорили к смертной казни, её - к пожизненной каторге в Новой Каледонии. Однако в октябре 1871 года им удалось бежать из тюрьмы при содействии отца и брата Анны.
Через Швейцарию они отправились в Лондон, где остановились в доме Карла Маркса, который к тому времени уже знал русский язык и живо интересовался революционным движением в России. Анна начала, но не закончила перевод первого тома «Капитала» Маркса. Маркс также помог организовать поездку Анны в Гейдельберг для учёбы.
Возвращение
В 1874 Анна с мужем вернулись в Россию. Она занималась журналистикой и переводами, печаталась в оппозиционных изданиях.
Продолжились её дружеские отношения с Достоевским, периодически она помогала ему с переводами на французский, которым свободно владела.
Она возобновила связи в революционных кругах. В 1881 её знакомые революционеры из радикальной организации «Народная воля» осуществили покушение на царя Александра II, но последовавшие репрессии Анны не коснулись - за год до этого они с мужем по амнистии вернулись во Францию.
Супруги часто посещали Россию. В марте 1887, после покушения на царя Александра III, Виктор как радикальный журналист получил предписание российского правительства покинуть страну в трёхдневный срок. Анна тяжело болела, и собраться в дорогу в такое короткое время было сложно. По заступничеству Анны Достоевской срок был продлён. В конце мая 1887 супруги выехали в Париж.
Анна вскоре умерла после тяжёлой операции.
Мама "Ёжика в тумане" Франческа Ярбусова.
Первая в мире стюардесса Эллен Чёрч.
"Сёстры при братьях не наследницы": о правах женщин на имущество в Российской империи.