Конференция Dismantling Global Hindutava (Демонтаж глобальной хиндутвы), посвященная политически окрашенным проявлениям индуистского национализма, вызывает споры.
Спонсорами конференции выступили 53 американских университета, включая Гарвард, Стэнфорд, Принстон, Колумбийский, Беркли, Чикагский, Пенсильванский и Ратгерский университеты.
Вопросы, поднятые в этой связи, выходят далеко за рамки антимусульманской дискриминационной политики правительства и правящей партии премьер-министра Индии Нарендры Моди.
Падение цивилизованности
Конференция и реакция на нее свидетельствуют о том, что за последние два десятилетия, особенно после событий 11 сентября, стандарты цивилизованности и этикета сильно ухудшились. Эта деградация ставит под угрозу гражданскую, разумную и конструктивную дискуссию.
Это, в свою очередь, позволяет проявлениям расизма, исламофобии и антисемитизма стать мейнстримом.
Кампания против конференции была организована преимущественно такими организациями в США, которые имеют связи с воинствующими правыми индуистскими националистическими группировками в Индии, в том числе с некоторыми из них, имеющими опыт насилия.
Индуизм, хиндутава или индофобия?
Организаторы конференции настаивали на том, что они проводят различие между индуизмом и хиндутавой. Под последней понимается индуистский национализм г-на Моди, который допускает дискриминацию и нападения на 200 млн. мусульман Индии.
Такое разграничение не произвело впечатления на критиков. Они обвинили организаторов в индофобии.
Насилие угрожает научной конференции
Некоторые критики утверждали, что формулировки конференции свидетельствуют о распространенности группового мышления в научных кругах и нежелании рассматривать аналогичные явления в других основных религиях, в частности в исламе.
Наиболее воинственно настроенные критики конференции угрожали насилием докладчикам и членам их семей, что заставило некоторых ученых отказаться от участия в конференции.
Была ли критика ислама равноценной?
Противники политического ислама отмечают, что западные научные круги не проводили подобной конференции, посвященной политизации этой веры.
Однако такие влиятельные государства, как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Египет лоббируют в западных столицах борьбу с «Братьями-мусульманами» и их турецкими и катарскими сторонниками – фундаменталистами. Они добились заметных успехов во Франции, Австрии, Бельгии и Великобритании.
Проблемы борьбы с политическим исламом
Академические круги, скорее всего, не решались бороться с политическим исламом, поскольку исламофобия гораздо более распространена, чем фобия по отношению к индуистам.
Кроме того, восприятие политического ислама гораздо сложнее и запутаннее. Ислам часто смешивают с политическими проявлениями и интерпретациями веры, которые варьируются от супремацистских и консервативных до более либеральных и толерантных.
В восприятии политического ислама также объединяются группы, которые уважают избирательный процесс, и группы, выступающие за насильственный джихад.
2013: лебединая песня политического ислама?
Ученые и аналитики объявили о завершении расцвета политического ислама после военного переворота в Египте в 2013 г., в результате которого был свергнут Мухаммед Мурси, представитель исламистской организации «Братья-мусульмане», избранный президентом в ходе первых и единственных свободных выборов в Египте.
Предполагаемая лебединая песня политического ислама стала еще более реальной после того, как две наиболее умеренные исламистские политические партии в Тунисе и Марокко потерпели поражение. Кроме того, Турция может ограничить деятельность исламистов, работающих в изгнании из Стамбула.
«Аль-Каида» (запрещена в РФ) вышла из лихорадочного сна ультраправых
Оценка исследователем Синтией Миллер-Идрисс последствий терактов, совершенных «Аль-Каидой» 11 сентября в США, в равной степени справедлива для Индии или Европы.
«После терактов 11 сентября подъем насильственного джихадизма изменил американскую политику таким образом, что создал благодатную почву для правого экстремизма. Теракты стали подарком для распространителей ксенофобии, белого супремацизма и христианского национализма. Будучи темнокожими иностранцами-мусульманами, готовыми убивать американцев, террористы «Аль-Каиды» и им подобные словно вышли из лихорадочного сна ультраправых», – говорит Миллер-Идрисс.
«Практически в одночасье Соединенные Штаты и европейские страны наполнились именно теми страхами, которые ультраправые пытались разжечь на протяжении десятилетий», – добавила она.
Разделение или регулирование религии?
Исследователь Сумантра Бозе объясняет рост религиозного национализма в незападных странах, таких как Турция и Индия, тем, что они так и не приняли западный принцип отделения церкви от государства.
Вместо этого в основе их секуляризма лежит принцип государственного вмешательства и регулирования религиозной сферы. В результате отказ от светскости в Турции и Индии вписывается в общемировую тенденцию, когда доминирующая религиозная идентичность отождествляется с национальной.
Крайне правые ксенофобы и воинствующие исламисты: виктимность
Сара Камали, автор недавно вышедшей книги, в которой воинствующие белые националисты в США сравниваются с воинствующими исламистами, отмечает схожие черты, проводя параллели между ультраправыми ксенофобами и воинствующими исламистами.
Чувство жертвы у воинствующих исламистов «схоже с чувством жертвы у белых националистов в том, что [оно] конструируется и эксплуатируется для оправдания их насилия... И те, и другие взаимно – и исключительно – нацелены на Америку с целью объявить эту страну своей и только своей, либо в качестве белого этно-государства, либо в качестве части глобального халифата», – пишет г-жа Камали.
Исламофобские нарративы, распространяемые последователями г-на Моди, получили новую подпитку в виде утверждения о том, что Индия окружена мусульманскими государствами, в которых проживают религиозные экстремисты.
«Моди, по сути, помогает вербовке... джихадистских группировок, занимая столь жесткую, репрессивную линию в отношении исламской общины Индии, которая теперь вынуждена наблюдать за тем, как ее подавляют», – заявил Дуглас Лондон, руководитель отдела ЦРУ по борьбе с терроризмом в Южной и Юго-Западной Азии до 2019 года.
Заключение
Ирония заключается в том, что, как это часто бывает, именно крайности политического спектра часто усиливают друг друга, будь то белые националисты и воинствующие исламисты или исламофобски настроенные индусы и режимы в консервативных странах Персидского залива, которые видят в политическом исламе угрозу своему выживанию.
При этом политический центр оказывается раздавленным или разорванным на части. В результате возникает разрушительный порочный круг, порождающий радикализм, раскол общества и насилие, а не наведение мостов [между различными этно-конфесиональынми общинами].
Источник: anfnews.ru