Не удивляйтесь, если не увидите своих кумиров.
Предыдущая часть здесь.
В первую сотню вошел плохо знающий законы звукоизвлечения Лу Рид, но в числе лучших гитаристов вообще не оказалось Buckethead'а. А предпочитавший импровизацию, а не форму, Джерри Гарсия обошел гений Клэптона. И чем выше тем больше сенсаций.
Открывает первую сотню гитарный новатор прогрессив-метала, основатель Animals as Leaders Тосин Абаси (Tosin Abasi). Слово "прогрессив" он понимает буквально, играя на восьмиструнной гитаре.
Чопорная, высокомерная манера Марка Нопфлера (Mark Knopfler) получила оценку в виде 96-го места. Мэри Тимони (Mary Timony) перенесла законы Сатриани/Вая в панк, поэтому (видимо) оставила одного своего учителя (Вая) далеко позади, отметившись на 95-й строчке, и догнала другого.
Джо Сатриани - 94. Если так пойдет и дальше, ждем девушку в первой десятке уже при следующем обновлении.
Wata из японского, авангардного, металического трио Boris, занимает 92 место. Эта девушка умеет извлекать странные звуки при помощи искажения тембров. Странно, но Satriani до этого не додумался.
Скромный и лаконичный Лу Рид (Lou Reed) продолжает держать всех в тонусе. Он 89-й. Курта Кобейна определили на 88-е.
"Я королева рок-н-ролла, и то, что это не признается, является чистым сeксизмом", - сказала Poison Ivy из культовой сайкобилли группы The Cramps и ей присудили 87-е место.
Чтобы сказал, сейчас, Мадди Уотерс (Muddy Waters), оглядываясь с 84-го места.
На строчку выше - Эдриан Смит (Adrian Smith) и Дэйв Мюррей (Dave Murray) из Iron Maiden. Гитарный дуэт своей гранитной пластичностью вымостил дорогу к созданию трио в 1999, когда к ним присоединился Яник Герс (Janick Gers).
Один из братьев Айсли Эрни (Ernie Isley) удостоен позиции 79.
Счастливый номер 77 достался Вилли Нельсону (Willie Nelson). Ему повезло с инструментом, а может и наоборот. Кантри-икона всю жизнь играет на одной акустической гитаре Martin M-20. Больше добавить нам по этому поводу нечего. Джоанн Джетт, та что из Joan Jett and the Blackhearts и которая "I Love Rock 'n Roll", может похвастаться перед девочками из Runaways 76-й строчкой.
Заказывали Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore)? Он 75-й.
Слово Джимми Пейджа решает. Однажды он сказал "я люблю Хьюберта Самлина", тем самым обеспечил блюзмену из Чикаго 73-ю строчку рейтинга. Джон Маклафлин (John McLaughlin) 72-ой. Гитарист, который снискал уважение и в роке, и в джазе.
Бельгиец Джанго Рейнхард (Django Reinhardt) здесь (70-е место) выступает индикатором хорошего вкуса коллектива экспертов Роллинг Стоун. Это он в 30-е годы закрепил гитару в качестве ведущего инструмента.
Гений, изобретший монолитную гитару Gibson, носящую его имя, Лес Пол (Les Paul) отмечен строкой 68. Рутс-виртуоз Рай Кудер (Ray Cooder) примерил номер 66. Он прославился игрой на слайд-гитаре и большой заботой о природе.
"T-Bone" Уокер сформировал каноны гитарного соло в том виде, в котором мы его знаем в классическом хард-роке и смежных жанрах, и за это он награжден записью в строке 65.
Британец Питер Грин (Fleetwood Mac) заслужил №62 тем, что играет блюз не хуже Эрика Клэптона и даже американцев.
Джон Майер (John Mayer) на 61-м месте. Его можно назвать новым классиком, который привнес в поп-рок очень "не хилый" уровень гитарной игры.
59 для Роберта Фриппа - это уже ближе к правде. Его опередил Алекс Лайфсон (Alex Lifeson) из Rush. Но, разрушителей традиционных текстур Тёрстона Мура (Thurston Moore) и Ли Ранальдо (Lee Ranaldo), гитаристов Sonic Youth, оценили ещё на одну ступень повыше.
Тейлору было всего 20 лет, когда Rolling Stones наняли его из Bluesbreakers Джона Мэйолла в качестве замены Брайану Джонсу в 1969 году. Его влияние на такие шедевры, как "Exile on Main Street" и "Sticky Fingers", не заметить невозможно. Можно даже сказать, что Стоунз "кончились" после ухода Мика (Mick Taylor) из группы в 1974 году. Заслуженное 55 место.
Бонни Рэйт (Bonnie Raitt) входит в обязательную программу (№54).
У группы Phish такое количество преданных поклонников, которому позавидовали бы Grateful Dead в их лучшие времена. Отсюда 53-я строчка у их гитариста Трея Анастасио (Trey Anastasio).
№52. Джон Ли Хукер (John Lee Hooker).
На дебютном альбоме группы Television "Marquee Moon" 1977 года вокалист и гитарист Том Верлэн (Tom Verlaine) ошеломил всех своим нестандартным подходом к настройке и звукоизвлечению. 51 место.
Ровно посередине первой сотни оказался Элмор Джеймс (Elmore James). Послушайте гитарный рифф в песне "Dust My Broom" и, как считают в Роллинг Стоун, вы поймете почему уроженца долины Миссисипи называли королем слайд-гитары.
PJ Harvey (№49) тоже здесь и только не спрашивайте почему. На 47 строчке The Edge, без него трудно представить U2. Фрэнк Заппа следующий, хотя разрыв между ними, как нам кажется, должен быть размером в пропасть.
Феноменально устойчивый и точный гитарист Booker T. and the MG’s Стив Кроппер (Steve Cropper) достойно занимает 45-ю строку.
Под номером 44 Джонни Рамон. Давайте изобразим паузу и скажем: "А почему бы и нет". Не каждая гитарная группа обладает таким сумасшедшим драйвом на сцене, как Ramones.
Гитарная парочка Radiohead Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) и Эд О'Брайан (Ed O’Brien) облюбовала себе позицию 43. Бо Диддли (Bo Diddley), человек проложивший мост между блюзом и рок-н-роллом, зачислен в число лучших под номером 41.
Места 40 и 39 распределили между собой представители разных ипостасей: примитивист Джон Фэйхи (John Fahey) и создатель нэшвилского звучания, кантри-мен Чет Эткинс (Chet Atkins).
Братьям Ангусу и Малкольму Янгам из AC/DC решили не предоставлять два места, пускай делят одно 38-е. Пит Таунсенд (Pete Townshend) может сломать из-за 37-го номера очередную гитару.
Левша-самоучка Элизабет Коттен (Elizabeth Cotten), известная по фолк-стандарту "Грузовой Состав" ("Freight Train"), пропустила на 35-ю строчку Его Величество Эрика Клэптона.
Фронтмен Grateful Dead Джерри Гарсия оказался сильнее и занял 34 строчку. О степени его таланта приглашаем прочесть здесь. Далее следуют по отдельности Брайан Мэй и Джек Уайт. Последний из них, фронтмен The White Stripes, The Raconteurs и The Dead Weather, по совместительству находится ещё и в списке лучших вокалистов всех времен.
Джордж Харрисон - №31.
Необъезженный Neil Young запрыгнул на 30-е место. Пронизывающие риффы и вселенская боль за исчезающую культуру фермеров сделали своё дело.
29 и 28-ю строчки разыграли Эдди Хэйзел (Eddie Hazel) из Parliament-Funkadelic и Дэвид Гилмор из Pink Floyd. На 27-й - Бадди Гай (Buddy Guy). 26 отходит к St. Vincent. Кто бы мог подумать, что Джон Фрусчанте (John Frusciante) заберётся на высокое 25-е место. С другой стороны, все главные хиты в RHCHP написаны при участии Фрусчанте.
№24. Джеймс Бёртон (James Burton). Про него Кит Ричардс сказал: "Я никогда не покупал пластинки Рикки Нельсона. Я купил пластинку Джеймса Бёртона".
Дуэт гитаристов Metallica Джеймса Хэтфилда (James Hetfield) и Кирка Хэммета (Kirk Hammett) уместился на 23-й позиции, уступив пионеру электрогитары Альберту Кингу (Albert King). Блеснувший на хэви-металлическом небосклоне, участием в группе Оззи Озборна, соучредитель Quiet Riot Рэнди Роудс (Randy Rhoads) удостоен 21-места.
Итак, мы добрались до 20-й строчки. Здесь - Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan). В попсовые 80-е он смог вернуть интерес к блюзу, что дорогого стоит.
На 19-м - Фредди Кинг (Freddy King). Его трек 1961 года "I Love the Woman" проложил путь Эрику Клэптону, по его собственному признанию.
Далее, Том Морелло (Tom Morello), заработавший себе славу лучшего хард-рок гитариста 90-х в группе Rage Against the Machine. На 17-м находится Мама Мабелль Картер (Mother Maybelle Carter), изобретательница приема, известного как "The Carter Scratch". Впереди Роберт Джонсон (Robert Johnson). Он успел записать всего 29 песен между 1936 и 1937 годами. Среди них,"Cross Road Blues", "Love in Vain" и "Travelling Riverside Blues", ставшие священным писанием для рок-гитаристов от Клэптона до Дилана.
Кит Ричардс занял место для Роллинг Стоунз на 15 месте, обогнав всех битлов, между прочим. Prince четырнадцатый, такое надо писать жирными большими буквами.
Цифра "13" не могла быть не закреплена за гитаристом Black Sabbath Тони Айомми (Tony Iommi). И вы знаете почему.
А дюжину славы забирает - Джимми Нолен (Jimmy Nolen), сказались яркие лучи его шефа Джеймса Брауна. В шаге от десятки остановился Карлос Сантана, уступив иконе американского блюз-рока Дуэйну Оллману из Allman Brothers Band.
№9. Джони Митчелл (Joni Mitchell). "Я знаю, что у меня уникальная манера игры, но, похоже, никто этого не заметил", - сказав однажды такое, Митчелл теперь может спокойно отказаться от своих слов.
B.B. King установлен на 8-е место. Его опережает характерный звук дэнс-гитары Найла Роджерса (Nile Rodgers). Сестра Розетта Тарп (Sister Rosetta Tharpe) завершает феминистическое влияние в первой десятке на шестом месте, под аплодисменты Боба Дилана, одного из своих главных почитателей.
Пятерку открывает Джефф Бэк (Jeff Back). Представить как бы развивался рок, начиная с 70-х, без его влияния невозможно. Эдди Ван Хален - четвертый.
Бронза уходит Джимми Пейджу. Уже можно сказать, что "старая школа рулит".
А если узнать, кому отданы первые два места, то вообще можно расслабиться. Встречаем победителей: Чак Берри и Джимми Хэндрикс.