Выпуск новой банкноты номиналом 1000 рублей приостановлен из-за Казани. А точнее, из-за возмущения общественности по поводу размещения на купюре изображения церкви без креста. Тема стала поводом узнать ряд интересных исторических фактов и, честно говоря, поводом для опасений.
Как мы уже отмечали в нашей статье, новая тысячная банкнота посвящена Приволжскому федеральному округу, кроме прочего на оборотную сторону купюры попали изображения строений Казанского Кремля — так называемой башни Сююмбике и Дворцовой церкви.
Первая проблема в том, что на вершине башни нарисован полумесяц, мусульманский символ, а вот церковь осталась без креста.
Сначала претензия звучала как «почему у церквей стирают кресты», но позже выяснилось, что в реальности у этой церкви сейчас и правда нет креста.
Да и купол выглядит, скажем так, не очень типично — не так, как, к примеру, купола находящегося рядом Благовещенского собора. Издали ансамбль вполне смотрится как имеющий отношение к татарской национальной архитектуре, хотя обе постройки — русские.
Так называемая башня Сююмбике уже давно обросла легендами, которые так любят туристы — и легенды эти, конечно, не имеют никакого отношения к реальности.
Самая известная — о том, что Сююмбике была казанской царицей, Иван Грозный хотел взять её в жёны после взятия города, но та сбросилась с вершины башни, которую поэтому и назвали в её честь.
Но даже в этой версии часто говорят о том, что Грозный построил башню специально для царицы буквально за неделю, а она устроила такой вот перфоманс, не снеся унижений.
На самом деле история Сююмбике, которая была женой нескольких ханов и матерью одного из потенциальных наследников, с взятием Казани никак не связана — её в 1552 году в Казани уже не было. Не так давно, кстати, ей был установлен памятник в Касимове, где, как считается, она и умерла – гораздо позже взятия Казани.
Строительство самой башни не имеет точной датировки, но очевидно, что построена она была позже взятия города (специалисты называют период (17−18 век), ведь весь белокаменный Казанский Кремль — русский, в его ансамбле нет ни одной постройки, оставшейся от того, что было здесь до взятия города войсками Ивана Грозного.
Так вот, сама башня, которая известна как одна из ярких представителей «падающих башен», изначально является дозорной (или сторожевой) башней и до 19-го века называлась «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем».
На шпице, то есть шпиле этой башни, никакого полумесяца, конечно же, быть просто не могло. Примерно с 1730 до 1918 года на шпиле красовался двуглавый орёл.
Полумесяц на шпиле русской сторожевой башни появился в 1993 году — на политическом фоне того времени на такие «мелочи» закрывали глаза. Именно в Казани в 1990 году Борис Ельцин произнёс известную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».
Позже, впрочем, в Кремле вообще была построена большая мечеть, которой по очевидным причинам изначально в русской крепости тоже не могло находиться. Теперь это — туристическая «визитная карточка» Казани.
Тут, кстати, и хочется сказать об опасениях — в дискуссии о тысячной купюре уже прозвучала идея вместо башни и церкви нарисовать общий вид Кремля, в котором мечеть Кул-Шариф сейчас является основным визуальным акцентом.
В теории на панораму может попасть Благовещенский собор, который также находится в Казанском Кремле, но обычно в этом ракурсе его не очень и видно — так что будет не до споров о том, нарисован там православный крест или не нарисован.
А что касается церкви, которую уже успели нарисовать на тысячной купюре — то изначально это по сути домовая церковь казанского губернатора, её постройка относится к 17-му веку.
Возможно, она построена примерно в то же время, что и будущая «башня Сумбике» — они стоят совсем рядом.
Но и тут стоит отметить, что нынешнее здание церкви — более позднее, поскольку церковь несколько раз горела. Да и вообще, для историков тут очень много вопросов – достаточно взглянуть на старые гравюры, которые вообще не укладываются в официальную историю. Но мы сейчас не об этом.
Скажем, в 18-м веке церковь была перестроена после пожара и переосвящена – после она стала называться Введенской церковью. А позже, согласно истории, снова сгорела, после чего в 19-м веке тут были пороховые склады.
Восстановили её как храм только после приезда императора Николая Первого в Казань (и по его указанию). Тогда же, кстати, её соединили с губернаторским дворцом специальным проходом (видно на фотографии ниже).
В 1918 году церковь была разграблена, в ней, говорят, была устроена столовая, затем, видимо, ещё что-то «светское».
В период, когда церкви стали возвращать религиозным деятелям, почему-то эту церковь соответствующая судьба не настигла.
Сейчас здесь находится экспозиция Музея истории государственности татарского народа — такой вот символизм, ведь его государственность уже много веков связана с Россией.
Но главный парадокс, конечно, связан с самим выбором конкретно этих казанских объектов для «попадания на деньги». Если хотели изобразить единство двух религий, то промахнулись в обоих случаях, взяв давно не действующую церковь и не имеющую никакого отношения к религии башню.
Правда, тогда непонятно, почему не обратили внимание на то, что нет крестов, а полумесяц — есть.
Да и с этой точки зрения гораздо «политически правильней» было ставить рядом мечеть и церковь, в Казанском Кремле есть и то, и то, каким бы диссонансом это не смотрелось.
Если же хотели взять просто две местных достопримечательности, то снова непонятна неравноценность объектов. Здание этой церкви не очень известно туристам, а вот башня Сююмбике — одна из «визиток» города.
Похоже, при подготовке дизайна купюры просто был взят некий известный вид на Казанский Кремль и перерисован – довольно бездумно.
В общем, купюры обещали больше не печатать, рисунок — перерисовать, но, честно говоря, боязно. Как бы не вышло хуже…