Найти в Дзене
Tour2Go

Скандал помог – новые 1000 рублей решили не печатать. Изучаем историю Казани по одной купюре

Выпуск новой банкноты номиналом 1000 рублей приостановлен из-за Казани. А точнее, из-за возмущения общественности по поводу размещения на купюре изображения церкви без креста. Тема стала поводом узнать ряд интересных исторических фактов и, честно говоря, поводом для опасений.

Дворцовая церковь и башня Сююмбике – реальность и деньги
Дворцовая церковь и башня Сююмбике – реальность и деньги

Как мы уже отмечали в нашей статье, новая тысячная банкнота посвящена Приволжскому федеральному округу, кроме прочего на оборотную сторону купюры попали изображения строений Казанского Кремля — так называемой башни Сююмбике и Дворцовой церкви.

Первая проблема в том, что на вершине башни нарисован полумесяц, мусульманский символ, а вот церковь осталась без креста.

Сначала претензия звучала как «почему у церквей стирают кресты», но позже выяснилось, что в реальности у этой церкви сейчас и правда нет креста.

Да и купол выглядит, скажем так, не очень типично — не так, как, к примеру, купола находящегося рядом Благовещенского собора. Издали ансамбль вполне смотрится как имеющий отношение к татарской национальной архитектуре, хотя обе постройки — русские.

Так называемая башня Сююмбике уже давно обросла легендами, которые так любят туристы — и легенды эти, конечно, не имеют никакого отношения к реальности.

Памятник царице Сююмбике в Касимове
Памятник царице Сююмбике в Касимове

Самая известная — о том, что Сююмбике была казанской царицей, Иван Грозный хотел взять её в жёны после взятия города, но та сбросилась с вершины башни, которую поэтому и назвали в её честь.

Но даже в этой версии часто говорят о том, что Грозный построил башню специально для царицы буквально за неделю, а она устроила такой вот перфоманс, не снеся унижений.

На самом деле история Сююмбике, которая была женой нескольких ханов и матерью одного из потенциальных наследников, с взятием Казани никак не связана — её в 1552 году в Казани уже не было. Не так давно, кстати, ей был установлен памятник в Касимове, где, как считается, она и умерла – гораздо позже взятия Казани.

Строительство самой башни не имеет точной датировки, но очевидно, что построена она была позже взятия города (специалисты называют период (17−18 век), ведь весь белокаменный Казанский Кремль — русский, в его ансамбле нет ни одной постройки, оставшейся от того, что было здесь до взятия города войсками Ивана Грозного.

Двуглавый орёл на шпиле башни Сююмбике в Казани
Двуглавый орёл на шпиле башни Сююмбике в Казани

Так вот, сама башня, которая известна как одна из ярких представителей «падающих башен», изначально является дозорной (или сторожевой) башней и до 19-го века называлась «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем».

На шпице, то есть шпиле этой башни, никакого полумесяца, конечно же, быть просто не могло. Примерно с 1730 до 1918 года на шпиле красовался двуглавый орёл.

Полумесяц на шпиле русской сторожевой башни появился в 1993 году — на политическом фоне того времени на такие «мелочи» закрывали глаза. Именно в Казани в 1990 году Борис Ельцин произнёс известную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

Позже, впрочем, в Кремле вообще была построена большая мечеть, которой по очевидным причинам изначально в русской крепости тоже не могло находиться. Теперь это — туристическая «визитная карточка» Казани.

Панорама Казанского Кремля с Благовещенским собором, башней Сююмбике и мечетью Кул-Шариф
Панорама Казанского Кремля с Благовещенским собором, башней Сююмбике и мечетью Кул-Шариф

Тут, кстати, и хочется сказать об опасениях — в дискуссии о тысячной купюре уже прозвучала идея вместо башни и церкви нарисовать общий вид Кремля, в котором мечеть Кул-Шариф сейчас является основным визуальным акцентом.

В теории на панораму может попасть Благовещенский собор, который также находится в Казанском Кремле, но обычно в этом ракурсе его не очень и видно — так что будет не до споров о том, нарисован там православный крест или не нарисован.

А что касается церкви, которую уже успели нарисовать на тысячной купюре — то изначально это по сути домовая церковь казанского губернатора, её постройка относится к 17-му веку.

Возможно, она построена примерно в то же время, что и будущая «башня Сумбике» — они стоят совсем рядом.

Но и тут стоит отметить, что нынешнее здание церкви — более позднее, поскольку церковь несколько раз горела. Да и вообще, для историков тут очень много вопросов – достаточно взглянуть на старые гравюры, которые вообще не укладываются в официальную историю. Но мы сейчас не об этом.

Башня Сююмбике на этом рисунке названа Tower of Sun Beka – да и выглядят постройки несколько иначе
Башня Сююмбике на этом рисунке названа Tower of Sun Beka – да и выглядят постройки несколько иначе

Скажем, в 18-м веке церковь была перестроена после пожара и переосвящена – после она стала называться Введенской церковью. А позже, согласно истории, снова сгорела, после чего в 19-м веке тут были пороховые склады.

Восстановили её как храм только после приезда императора Николая Первого в Казань (и по его указанию). Тогда же, кстати, её соединили с губернаторским дворцом специальным проходом (видно на фотографии ниже).

В 1918 году церковь была разграблена, в ней, говорят, была устроена столовая, затем, видимо, ещё что-то «светское».

В период, когда церкви стали возвращать религиозным деятелям, почему-то эту церковь соответствующая судьба не настигла.

Сейчас здесь находится экспозиция Музея истории государственности татарского народа — такой вот символизм, ведь его государственность уже много веков связана с Россией.

Экспозиция внутри бывшей Дворцовой церкви Казанского Кремля (с официального сайта kazan-kremlin.ru)
Экспозиция внутри бывшей Дворцовой церкви Казанского Кремля (с официального сайта kazan-kremlin.ru)

Но главный парадокс, конечно, связан с самим выбором конкретно этих казанских объектов для «попадания на деньги». Если хотели изобразить единство двух религий, то промахнулись в обоих случаях, взяв давно не действующую церковь и не имеющую никакого отношения к религии башню.

Правда, тогда непонятно, почему не обратили внимание на то, что нет крестов, а полумесяц — есть.

Да и с этой точки зрения гораздо «политически правильней» было ставить рядом мечеть и церковь, в Казанском Кремле есть и то, и то, каким бы диссонансом это не смотрелось.

Если же хотели взять просто две местных достопримечательности, то снова непонятна неравноценность объектов. Здание этой церкви не очень известно туристам, а вот башня Сююмбике — одна из «визиток» города.

Похоже, при подготовке дизайна купюры просто был взят некий известный вид на Казанский Кремль и перерисован – довольно бездумно.

Вот примерно тот ракурс, с которого Казанский Кремль виден так, как на новой банкноте в 1000 рублей – собственно, купола Благовещенского собора добавить не так сложно, они хорошо видны, как и верхняя часть узнаваемой Спасской башни
Вот примерно тот ракурс, с которого Казанский Кремль виден так, как на новой банкноте в 1000 рублей – собственно, купола Благовещенского собора добавить не так сложно, они хорошо видны, как и верхняя часть узнаваемой Спасской башни

В общем, купюры обещали больше не печатать, рисунок — перерисовать, но, честно говоря, боязно. Как бы не вышло хуже…