Найти в Дзене
Современный марксизм

Вожди перед судом общества

Вот как оценил Петра I Лев Толстой: "Бѣснующійся звѣрь Петръ…" (https://t.me/clausthethinker/1337). 

Оценка Толстого открывает нам ступени познания истории. 

Сначала оцениваются личные качества народного вождя, а, после изучения его социально-экономических реформ, вождь оценивается как государственный деятель.

Например, заслуга Петра I в том, что его рекрутская реформа превратила дворянское ополчение в правящий класс, обученный по европейским стандартам, который за время правления Петра организовал и осуществил строительство более 200 мануфактур, создал передовые армию и флот.

Аналогично и Сталин построил передовую общественную формацию - госкапитализм.

Госкапитализм в СССР заключается в том, что государство заменило собой рынок труда и товаров, создало систему многоотраслевого государственного планирования и управления.

Госкапитализм оказался суровой общественной формацией, в которой отдельные группы населения подвергались жестоким репрессиям, но общечеловеческое значение госкапитализма заключается в том, что она создает централизованное машинное производство в масштабах огромного государства.

Такое государство служит материальной основой для коммунизма, в котором все производительные силы общества будут управляться из одного центра и служить на благо каждого человека, а не на умножение богатства правящего класса. 

Правящие классы на протяжении всей истории стремились к концентрации богатства, но тем самым невольно прокладывали путь к госкапитализму, последней классовой формации в истории человечества и преддверия коммунизма.

Но каждый новый правящий класс, завоевавший государственную власть, критиковал предшествующий, так что государство, как общественный институт, осуждается как инструмент эксплуатации трудящихся в своих собственных интересах.

Поэтому даже такой мудрый писатель как Лев Толстой негативно относится к Петру I, оценивая его с моральной точки зрения, а не как государственного деятеля - реформатора.