Найти в Дзене
Самарский политех

От «Серпантина» до «Цветов»

Оглавление

В Международный день гитары рассказываем про одного из наших самых знаменитых музыкантов – вокалиста рок-группы «Цветы» Олега Предтеченского.

Об учёбе

Я родился и вырос в Новокуйбышевске, там окончил среднюю школу, но из вузов у нас был только вечерний факультет Политеха, а я хотел учиться на дневном отделении. Слава Богу, трудные времена прошли, и молодёжь могла уже не совмещать работу с учёбой. Кстати, в новокуйбышевском филиале получала высшее образование моя мама, она всю жизнь проработала на нефтеперерабатывающем заводе. Я поступил в Куйбышевский политехнический институт, по совету родственника – на электромеханический факультет (сейчас это электротехнический). Случайных людей среди студентов не было, у нас учились либо парни после рабфака, отслужившие в армии, либо отличники и хорошисты. Специальность, которую я получил, называлась «Электрический привод и автоматизация промышленных установок и технологических процессов», по сути, робототехника в её первоначальном виде.

Помню, во время производственной практики мы работали на ВАЗе. Там на соседнем конвейере как раз начинали собирать «восьмёрки» и «девятки» и запускали первые линии, присланные из Японии.

Я окончил институт с красным дипломом. Из всего нашего выпуска, состоявшего из 50 человек, по специальности стали работать всего трое.

Что я понял для себя? В 17 лет ты не можешь осознанно выбрать профессию, но в вузе учишься учиться. Пять лет, проведённые среди товарищей, которые умеют правильно разговаривать на русском языке, среди педагогов, которые тоже правильно ставят запятые, паузы в предложениях, читают для тебя лекции, безусловно, идут на пользу. Уже после мы начинаем анализировать, как применить полученные навыки, и тогда любая профессия становится по плечу.

О музыке

В институте я начал участвовать в художественной самодеятельности. Сначала пел в студенческом ансамбле «Серпантин» и в группе «Пульс», куда попал в первый же день учёбы 1 октября 1980 года. Мы играли музыку и песни Creedence, Deep Purple, Led Zeppelin, какие-то свои песни. Барабанщиком у нас был Андрей Емелин, он учился на моём же факультете и параллельно играл в «Пульсе». Вот он-то и пригласил меня на репетицию в общежитие мединститута на улице Арцыбушевской, в здание бывшей царской тюрьмы. В зале грохотало всё, звук разлетался чудовищно-загадочно на все восемь метров высоты бывшего зала судебных заседаний. И всё же было в этой музыке что завораживающее, харизматичное – срубало наповал. Там же мы потом репетировали. И где-то в 1984–1985 годах образовалась группа «Хобби» из студентов разных вузов. Особых целей перед собой не ставили, просто получали удовольствие. Мы же дорвались до музыкальных инструментов, у нас стало получаться сочинять музыку, исполнять её и записывать. Мы понимали, что реализуемся как творческие личности. Группе «Хобби» за годы существования довелось выступать на совместных концертах с «Машиной времени», «Бригадой С», «Арией», «Алисой», «Лигой Блюза», «ЧайФом». А лично мне хотелось развиваться в творчестве и дальше, поэтому после института я окончил ещё и Самарское музыкальное училище по классу академического вокала.

О поисках себя

В начале 90-х я уехал в Европу. Это было странно, но пять лет, проведённые там, дали мне очень многое. Там я тоже получал своего рода образование, узнал, что такое песни Every Green, или «вечно зелёная музыка», которая переходит от одного исполнителя к другому, из поколения в поколение, и всё время, всегда движется, не умирает. У нас это, по крайней мере тогда, нигде не преподавали. Я знал к тому времени, как учат в консерватории оперных певцов, как преподают актёрское мастерство. Но когда соприкоснулся за границей с Every Green, понял, какого предмета нам явно не хватает.

Через пять лет я вернулся в Россию. Но это была уже совсем другая страна, в которой наступил серьёзный музыкальный кризис. Я был разочарован, и… пошёл петь в хор самарской церкви Петра и Павла. С одной стороны – духовный поиск, с другой – надо было зарабатывать на хлеб. Очень быстро стало понятно, что так денег не заработаешь, но зато получишь совсем другое, приобщишься к ещё одному слою культуры, который нам тоже нигде не преподавали. Церковная музыка – это произведения наших великих русских композиторов, писавших специально для Бога. Это отдельный мир. Здесь музыкант или певец действует больше по наитию, он чувствует, где пошлость, а где – нет, где хорошо, а где плохо. Церковная музыка добавляет образованности творческому человеку, он начинает понимать какие-то важные вещи.

В 1999 году я стал вокалистом группы Стаса Намина «Цветы». Мне повезло, что я попал в такой коллектив. По большому счёту, это настоящая академия, где понимаешь, как правильно чувствовать не только музыку, но и действительность, где учишься делать правильные, честные выводы. К слову, знаете, почему мне не нравятся такие конкурсы, как «Голос. Дети»? В большинстве случаев у этих деток впереди – кризис, потому что творческая личность не может родиться в течение месяца-двух, когда человеку 10 лет. Это достаточно долгий путь. Кроме того, вокалист должен быть ещё и умным. Ведь даже если певец умеет громко и зычно петь, это не всегда означает, что его пение проникновенно и трогающе.