Найти тему
Полит74

Юрист Коршунов рассказал про изменения закона об интернет-рекламе

Челябинский юрист Андрей Коршунов рассказал об изменениях законодательства в сфере маркировки интернет-рекламы и его последствиях для бизнеса.

Изменения законодательства и реакция бизнеса

— Какие важные изменения в рекламном законодательстве произошли за последние два года?

— Рискну утверждать, что каких-то радикальных изменений в рекламном законодательстве за последнее время нет. К слову «маркировка» мы вроде бы уже тоже привыкли. С чего началась эпоха маркировки, наверное, уже никто и не вспомнит. Но сегодня, когда все предметы материального мира уже промаркированы, пришел черёд рекламы в интернете. В рассматриваемом нами случае маркировка — это пометка объявления, размещенного на любом интернет-ресурсе словом «Реклама», идентификатором и сведениями о рекламодателе.

— Какая там ответственность? Станет ли выплата потенциального штрафа серьезным испытанием для предпринимателя?

— Штрафы недетские. Например, по статье 14.3 КоАП РФ, ответственность для организаций за неисполнение нововведений по маркировке установлена в пределах от 200 до 500 тысяч рублей. А для граждан от 10 до 100 тысяч. Это достаточно чувствительно и для бизнеса, и для граждан.

Для малого бизнеса и самозанятых штраф — это дети без подарков к праздникам, дополнительных занятий и прочих радостей жизни. Это в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной, если штраф не убьет бизнес (а такое бывало и не раз) за это заплатят конечные потребители.

На мой взгляд важно, чтобы штрафы за нарушения соответствовали той общественной опасности, которую они призваны устранять. Реальный случай. Маленькой частной школе английского языка выписали большой штраф за то, что пригласили пообщаться на пару часов со студентами иностранного гражданина и не уведомили соответствующее ведомство. Нарушение законодательства о миграционном учете налицо. И штраф наложен в строгом соответствии с законом. Но в итоге школа закрылась. Преподаватели без работы. Студенты потеряли возможность учиться рядом с домом. Кому от этого стало лучше?

— Как отреагировало на изменения предпринимательское сообщество?

— Российское предпринимательство — терпеливое. Вообще не в традициях предпринимательства не только нашего, но и любого другого ныть и жаловаться. Предприниматели мыслят глаголами. Они люди действия. Они или «умирают», или меняют модель ведения бизнеса и идут дальше. Как учил дедушка Дарвин выживают не самые сильные и большие, а те, кто лучше умеет приспосабливаться к изменившимся условиям внешней среды. Мне даже иногда интересно представить какого в итоге всей фискально-административной эволюции мы можем получить предпринимателя лет так через десять.

Что касается этого вопроса, то предпринимательское сообщество пока отреагировало бурным интересом и желанием разобраться и делать все правильно. Достаточно сказать, что на недавно прошедшем семинаре, который организовала Южно-Уральская торгово-промышленная палата совместно с заинтересованными ведомствами присутствовали более ста человек.

На всю Россию пока только три кейса

— Если судить по отдельным уже имеющимся кейсам, то какая складывается правоприменительная практика?

На данный момент рассмотрено - только три дела, касающихся интернет-рекламы.

— Основной вопрос во всей этой истории со штрафами: нужно маркировать какое-то сообщение или нет. То есть является или нет информация, размещенная в интернете рекламой. А вопрос об отнесении информации к рекламе новым не является. Есть обширная судебная практика, разъяснения и антимонопольной службы, и высшей судебной инстанции. Пока на всю Россию известны три дела, касающиеся интернет-рекламы. Мы в комитете ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства следим за развитием событий.

— В чём заключается проблема с изменениями? Судя по тому, что на семинаре вопросов была масса, то, по крайней мере, в части разъяснения или восприятия изменений, она существует.

— Основная проблема не в изменениях. Требования о маркировке интернет-рекламы начали действовать еще прошлой осенью. Проблема в том, что теперь за отсутствие маркировки могут штрафовать. То есть риск потерять не маленькие деньги стал реален. Гром грянул. Мужики начали креститься.

При этом, определение рекламы, данное в профильном законе более чем широкое. Выражение «всё, что не некролог — всё реклама» настолько старое, что его иногда приписывают Марку Твену. И вот оно стало очень современным.

Практикующим юристам понятно, что точку во всех спорах ставит суд. А дела по интернет-рекламе еще только появляются

И как-то на подсознательно-философском уровне всем понятно, что всех и за всё оштрафовать нельзя. Тогда за что конкретно? Вот эта конкретика и интересовала предпринимателей, собравшихся на семинаре. Но, практикующим юристам понятно, что точку во всех спорах ставит суд. А дела по интернет-рекламе еще только появляются.

— Поможет ли в этом смысле какая-то конкретизация законодательства? Может другие какие-то изменения: более грамотное информирование, разъяснение действующих норм?

— Наверное, поможет. Но, как шутят юристы, не так страшен закон, как его применение. Важно, как сложится судебная практика. Тогда можно будет делать какие-то выводы. Хотя уже сегодня у представителей предпринимательского сообщества есть предложения по совершенствованию законодательства в сфере маркировки интернет-рекламы.