Интуитивно.
Я довольно просто считываю как попытки манипуляции, так и реальные проблемы команды. В этом отношении помогает контекст. Есть категории людей, которые регулярно этим занимаются) Саботаж со стороны сотрудника, которому это не присуще — индикатор.
Первое что нужно сделать — выявить причину.
Человек может устать, перегрузиться, выгореть. Могут быть личные или профессиональные проблемы. Возможно, все, что нужно — отдых, помощь или разговор.
Проблема может быть глубже — непонятные условия или сроки, недостаток инструмента, вводных или людей.
Когда идёт аргументированный спор и приводятся тезисы — это не саботаж. Проблемы с процессами — не проблема команды.
Эмоциональный спор — тоже не саботаж.
Эмоции — инструмент, которым мы все пользуемся. Если вам кажется, что команда стала реагировать громче, подумайте, не связано ли это с тем, что ее долго игнорировали.
Как архитектор в должности руководителя владельца бизнеса ты обязан быть эмпатом.
Ты постоянно общаешься с людьми, и качество результатов работы компании зависит от качества взаимодействия с сотрудниками, коллегами, клиентами, партнерами.
Некоторые считают, что наличие эмпатии у человека — скорее минус, чем плюс. Тяжело корректировать поведение людей, прощаться или делать замечания. Но давайте так — есть вещи, которые делать всем неприятно, но кто-то должен их делать.
Эмпат — это немного сверхчеловек.
Тоньше чувствуешь, опережаешь события, можешь на старте замечать, что с кем-то что-то происходит и выходить на диалог, пока это возможно.
Есть у меня любимое выражение, которое и ко мне относится тоже — бойтесь гнева терпеливого человека.
Делать с людьми и для людей — по-другому нельзя.
Иначе люди стачиваются о проблемы. Рано или поздно у тебя заканчиваются ТВОИ люди и вместе с этим заканчивается весь твой бизнес.