Сергея Казакова можно смело назвать одним из самых публичных личностей края пензенского. Свой несомненный талант он реализует по принципу – «три в одном»; как яркий характерный артист – на сцене областного драматического театра, как весьма оригинальный ведущий авторской телепрограммы «Клуб «Фигаро» – на «11 канале» и, наконец, как автор и исполнитель песен – на различных бардовских вечерах и концертах... Вот, пожалуй, еще один показательный пример реализации человеком своего яркого творческого характера. Уж не виновата ль во всем этом Его Величество Судьба?..
– Все в этом мире неслучайно... Я уже с детства, помню, все для себя распланировал, постоянно мечтая и фантазируя. Вот только, правда, в Голливуд почему-то не приглашают...
– Наверное, Сергей, твой день расписан поминутно?
– Пусть пока не по минутам, но по дням и даже часам – это точно. Скажу одно – подъём у меня в 8 утра, а отбой в 3 ночи...
– А «от и до»?
– Творческая суета, как я это называю. Впрочем, бывает и не творческая, – кушать ведь тоже иногда хочется. Ведь одно творчество, увы, не приносит больших дивидендов.
– И как тебе только удается совмещать зарабатывание денег с творческой деятельностью?
– Второе удается больше, а вот с деньгами... не очень. Посему главная задача – именно совмещать творчество с деньгами. Хотя у меня такое впечатление, что в России это практически невозможно. И если когда-нибудь я докажу, что это реально, то, наверное, войду тогда в «Книгу рекордов Гиннеса».
– Есть ли у тебя любимая роль?
– Их много, начиная от Коровьева в «Мастере и Маргарите», и заканчивая Моцартом в «Амадеусе». Впрочем, у меня нет ролей нелюбимых, есть нелюбимые спектакли или режиссеры...
– Но о них ты, конечно же, промолчишь?
– Естественно.
– Уверен, что одной из твоих любимых нетеатральных ролей является роль ведущего популярной телепрограммы «11 канала» – «Клуб «Фигаро»... Только интересно, не иссякает ли с появлением каждого нового героя этого клуба сам круг претендентов в него?
– Наоборот, он становится еще больше! Когда эта передача только создавалась, я выбирал ее героев из уже знакомой мне «обоймы». И вот когда она постепенно иссякла, и я начал искать людей, которые не являлись моими друзьями и приятелями, то даже с возрастающим интересом расширял этот круг, иногда находя своих героев даже просто на улице… Сейчас же съемки и гости у меня расписаны вплоть до декабря. Да и потом – я считаю, что неинтересных людей просто не бывает.
– И, все-таки, по каким-то критериям ты все же подбираешь их в свой «телеклуб»?
– Достаточно иногда просто побеседовать с человеком.
– Видно, ты хорошо изучил методы Карнеги...
– Абсолютно.
– Сергей, ты очень яркий актер. Интересно, не было ли тебе предложений перейти в какой-нибудь, скажем, столичный театр?
– М-м, давай не будем об этом... Хотя, если честно, то, конечно, были приглашения, но дело в том... Все в этом мире относительно. Для того, чтобы я такое предложение принял, оно должно «перевесить» тот ценный багаж, который у меня уже накоплен здесь... На второй стороне весов тогда непременно должны быть: Марк Захаров, 5-комнатная квартира, личный джип «Чероки» с шофером и зарплата – минимум в 3 тысячи долларов. Тогда, возможно, я бы и согласился...
– То есть, к счастью, не все в этом мире определяется лишь материальными благами! Браво, Сергей!
– Да, мой здешний багаж намного ценнее.
– А насколько уютно вам вместе с женой Альбиной Смеловой чувствовать себя в этом творческом актерском коллективе?
– Отлично, ведь у нас действительно замечательный коллектив и, дай Бог, найти еще где-то такой. Пензенский драматический – это тот театр, где каждый из актеров прочно занимает свою нишу. Могу сравнить в этом отношении его с захаровским «Ленкомом». Там тоже нет никакой закулисной борьбы.
– Пожалуй, это редкое исключение для театра.
– Наверное...
– Сергей, а ты помнишь, как несколько лет назад мы встречались в кругу вашей семьи в «рамках» радиопрограммы «Вариации на тему любви»? Вот, интересно, насколько ты и сегодня, как тогда, лет шесть назад, счастлив в семейной жизни и не мешает ли тебе то, что Альбина, как и ты, является «служительницей Мельпомены»?
– Трудно ответить, ведь у меня никогда не было, например, жены-врача или научного работника. Может быть, всё еще впереди... Вот тогда и сравним.
– Остроумный ответ... Но, судя по всему, у вас в семье продолжается гармония.
– Ну, если уж и дочка появилась через 15 лет нашей супружеской жизни, то, наверное...
– И сколько ей лет?
– Уже годик.
– А если заглянуть в будущее... Ты не был бы против, если б она продолжила ваше «семейное дело»?
– Думаю, что это было бы трагедией... А если серьезно, то реши она «пойти в актрисы», я противиться не буду, – пусть думает сама. Сейчас же для меня более важно, чтобы она просто ходить научилась...
– А не мешает ли то, что жену ты видишь и на «рабочем месте»?
– Если ты хочешь узнать, летают ли иногда у нас на кухне тарелки со сковородами, то, скажу честно, случается...
– А интересно, кто же лидер в семье?
– Раньше был кот, а вот теперь – дочка.
– Но, судя по тому, что по гороскопу ты – Лев...
– Но жена-то у меня – Телец!
– Так вот в чем «секрет» вашей семейной гармонии?
– Да! Ведь что такое гармония как не борьба противоположностей. Я – знак Огня, она – Земли, но кто кого гасит – непонятно. Бывают стычки, но это и есть как раз элементы гармонии. По крайней мере, нам не скучно.
– Сергей, а каково твое нынешнее мироощущение и насколько ты вообще доволен этой жизнью?
– А жизнью, собственно, и нельзя быть недовольным!
– Философский подход... Выходит, и не надо нам жаловаться на эту, такую сложную и непредсказуемую, нашу российскую действительность?
– Дело в том, что надо всегда быть довольным жизнью, нельзя допускать плохих мыслей, – я уже убедился в этом на своем опыте.
– Да ты, действительно, философ...
– Если говорить «по-философски», то человек сам формирует свою жизнь. На все сто процентов! В этом я убежден, потому что всё, что ты закладываешь в своё подсознание, рано или поздно, выходит на физический уровень... Ведь почему мы все так хреново живем? Просто в России сложился свой особый менталитет. В нашем подсознании заложено: неудобно быть богатым, счастливым, удачливым, да и вообще –быть лидером. Это и во многих поговорках отражено. Например, «моя хата с краю...»
А вот на Западе или в Америке все по-другому. Там, наоборот, принято быть лидером, богатым, благополучным. Все улыбаются, порой даже и несмотря на то, что у них и денег-то нет. Просто они уже подсознательно моделируют ситуацию благополучия. У нас же такой менталитет, что все только и ожидают, что их плеткой кто-то ударит. И это уже заложено на подсознательном уровне. И никто не работает до тех пор, пока его не «отходят» плеткой. Что ж, давайте сами себя будем лупить плётками...
– Сергей, а нет ли у тебя потребности как-то разрушить этот стереотип в своем творчестве и вообще это наше мазохистское мироощущение?
– Это бесполезно! Надо просто доставлять людям радость. Я вообще ничего не хочу разрушать, у каждого ведь своя жизнь, свое мнение. Сам же я пытаюсь просто дарить людям радость и добро; в театре, на телевидении, в каких-то шоу. Ведь, по-хорошему, – я просто клоун...
– И это состояние души?
– Конечно.
– А существует ли у тебя при этом какой-то досуг или хобби?
– Какой досуг?! Впрочем, например, с часу до трех ночи я занимаюсь самоусовершенствованием, изучаю разные книги, проделываю всяческие упражнения, занимаюсь йогой. И это моя тайна.
– Дружишь ли ты со спортом?
– Да, у меня «спортивные» друзья – Юлия Пахалина и Игорь Лукашин. Поэтому, наверное, выходит, что со спортом «дружу»... Хотя на вышку они меня никогда не загонят. А вот на сцену я бы Игоря, пожалуй, загнал.
– А есть ли у тебя любимый вид спорта?
– Нет! По правде говоря, я ведь спорт вообще не люблю.
– Даже фигурное катание?!
– Ну, смотреть – да, а так – это не мое, мне это скучно...
– Сергей, а скажи по секрету, кто будет в гостях очередных выпусков «Клуба «Фигаро»?
– Если говорить о направлении программы, то, например, этот год будет отмечен особым интересом к оккультизму, чему-то новому и необъяснимому. Возможно, программа будет меняться непременно «в ту сторону». Потому что, по крайней мере, оккультизм, философия и религия очень тесно связаны именно с искусством. Многие даже не подозревают, насколько близко...
– Да, наверняка ты уверен в том, что все мы «не умираем до конца»?
– Конечно же, это – по закону кармы.
– А ты вычислял, кем ты был в прошлом жизни?
– Мне вычислили. Я был тем же, кем, собственно, и являюсь – бардом, связанным с творческой профессией.
– Кстати, свою бардовскую деятельность ты продолжаешь?
– Да, но уже на новом витке, это более близко к рок-музыке.
– И как рождаются твои песни?
– По-разному. Бывает, пишу на заказ, бывает – заставляю себя писать, а бывает – появляется внутри какой-то импульс...
– А как часто ты в жизни просто улыбаешься, смеешься? Наверное, чаще – в театре?
– Да, театр – это вообще сплошной курьез! Хотя улыбаюсь в последнее время я как-то все реже. Да и улыбаюсь больше внутренне, – постепенно мой бесшабашный смех проник внутрь меня. Смеюсь я над собой уже внутренне, да и жизнь от этого легче стала, ведь ко всем проблемам начинаешь относиться с хорошей долей иронии. Рекомендую...
– Спасибо! А с каким жизненным девизом ты стараешься жить?
– Их у меня два. Первый: «Если тебе пришлось оказаться в толпе, то будь впереди и с флагом!» И второй: «Я тороплюсь смеяться, потому что боюсь, как бы не пришлось заплакать».
«Новое время в Пензе», №7, 20 февраля 2001 г.
P.S. Спустя 22 года, что удивительно, Сергей Казаков по-прежнему является телеведущим популярной программы "Клуб Фигаро", продолжает творческую жизнь в родном драмтеатре, с 2010 года уже являясь его художественным руководителем. А с января 2017 также преподаёт в Московском институте театрального искусства имени И.Кобзона. В этом году ему было присвоено почётное звание Народного артиста России. Правда, теперь из жанра бардовской песни он перешел в рок-музыканты, и сегодня является фронтмэном пензенской рок-группы "Отец и сын", созданной в 2022 году им вместе с Сергеем Самойловым... В общем, из того худенького паренька, с которым мы познакомились в конце 80-х, сегодня он превратился в солидного профессора столичного театрального вуза. Остался ли он в душе тем же романтиком? Наверное, да, - иначе бы не организовал свою рок-группу... А, впрочем, спросите у него об этом сами.