Найти тему
SOUNDSCAPE

Сделайте погромче. Композиция «Fire on High» группы Electric Light Orchestra и её скрытые послания

Тема поиска скрытых смыслов и посланий в песнях музыкантов имеет давнюю историю. Порою эти смыслы ищут даже там, где, казалось бы, в тексте гораздо просто и понятно всё изложено.

Другое дело, когда музыканты намеренно делают так, что в обычных условиях если не прибегнуть к определённым техническим ухищрениям, можно пропустить и не услышать те посылы, которые исполнители пытаются донести до своих слушателей.

Подобной конспирологией "грешили" The Beatles, применяя при записи своих композиций такой приём, как бэкмаскинг. Группа использовала обратную инструментальную обработку в своем альбоме «Revolver» 1966 года. Например так была записана композиция «Rain». Не говоря уже о композиции «Revolution 9» с их "Белого альбома" 1968 года, для расшифровки которой проведено целое расследование.

У британской группы Electric Light Orchestra тоже есть такая композиция. Правда на её создание с применением определённых технологий сподвигнул скандальный случай.

Связан он был с выходом в 1974 году четвертого студийного альбома под названием «Eldorado», который стал первым полноценным концептуальным альбомом в дискографии группы ELO. Его идея и сюжетная линия возникла у лидера группы Джеффа Линна ещё до того, как он начал писать музыку для альбома. Заключалась идея в том, что герои альбома устремлялись в фантастические миры, для того чтобы избежать разочарования в своей обыденной реальности, создавая в своём сознании некое сказочное Эльдорадо.

Именно одноимённая композиция "Eldorado и вызвала гнев у христианских фундаменталистов, которые заявили, что композиция содержит "сатанинские послания".

Христианский фундаментализм довольно молодое религиозное движение, возникшее в конце XIX века, в лоне англо-саксонского протестантизма. Основой для своего учения они сделали догмат о буквализме Библии и библейской непогрешимости. Любой либерализм, начинавший возникать в это время в христианских учениях, они решительно отметали.

Так вот члены этого движения зачем-то воспроизвели композицию в обратном порядке и расслышали в ней утверждение об инфернальной сущности Бога. Линн это всячески отрицал, а в качестве вступительного трека к следующему альбому, намеренно написал композицию, при записи которой в студии была применена технология бэкмаскинга.

Речь идёт о композиции «Fire on High», которая открывает альбом «Face the Music», выпущенный в сентябре 1975 года.

По-сути «Fire on High» является инструменталом, в котором звучит бессловесный хор, исполняющий вокализы, да невнятные бормотания, сделанные барабанщиком Бевом Беваном. Невнятные они были потому, что бали как раз записаны с применением бэкмаскинга. В итоге слышалось:

ʞɔɐq uɹnꓕ
˙ʞɔɐq uɹnꓕ
˙ʞɔɐq uɹnꓕ
˙ʞɔɐq uɹnꓕ
˙ʇou sᴉ ǝɯᴉʇ ʇnq
ǝʅqᴉsɹǝʌǝɹ sᴉ ɔᴉsnɯ ǝɥꓕ

Если эти фразы развернуть в обратную сторону, то получится фраза: "Музыка обратима, а время — нет".

Инструментальная основа композиции просто великолепна - медитативный синтезатор с ломанными аккордами сменяется речью Бевана, который поддерживает хор, поющий "Hallelujah", сменяющийся гитарными риффами и оркестровкой. Середина отдана энергичной акустической гитаре, эстафету у которой перехватывает электрогитара в руках того же Джеффа Линна. В коде опять звучит хоровое пение в духе оратории Генделя «Мессия».

Видео с сайта www.youtube.com, канал: TheMrELO

Несмотря на то, что вступление у альбома было в духе сюиты, сама же пластинка «Face the Music» содержала больше песен годных для радиоэфиров, чего ранее не было на предыдущих альбомах, содержащих масштабные композиции с оркестровым звучанием. Альбом стал первым в дискографии группы, получившим "платину".

Динамику же «Fire on High» полюбили спортсмены - фрагмент данной композиции стал вступительной темой для телешоу CBS Sports Spectacular в середине 1970-х годов. На своих домашних матчах данную композицию используют хоккейные команды "Нью-Джерси Дэвилз" и "Атланта Трэшерз".

Также можно отметить, что во время работы над альбомом к группе присоединился бас-гитарист и вокалист Келли Граукатт, который пришёл вместо покинувшего группу Майка де Альбукерке. К ELO также присоединился виолончелист с классическим образованием Мелвин Гейл, занявший место ушедшего Майка Эдвардса.

Спустя восемь лет группа Electric Light Orchestra выпустила альбом «Secret Messages», который исходя из названия, изобиловал подобными скрытыми посланиями, записанными с использованием технологии бэкмаскинга.

-2

Если понравилась статья, голосуйте, делайте подписку на все публикации, оставляйте комментарии.

Вы также можете почитать: