Одному мужчине всадили в грудную клетку гарпун, второму попали в позвоночник наконечником стрелы, третьего дважды проткнули насквозь острым орудием.
На побережье пустыни Атакама на протяжении 10 000 лет жизнь не сильно менялась — в основе хозяйствования лежали рыболовство, охота и собирательство. Исследователи проанализировали уровень насилия в этом регионе с помощью методов, лежащих на стыке трёх направлений — биоархеологии, геоархеологии и анализа контекста (оружия, петроглифов и расселения людей). Хотя почти весь этот период уровень насилия в популяции был неизменным, резкий всплеск смертности и изменение характера нападений происходят в дипазоне 1000 г. до н. э. — 500 г. н. э. Команда чилийских учёных взялась за расследование.
На предмет травм были исследованы 288 скелетов — 154 мужчины и 134 женщины. Возраст останков — от 10 000 лет назад до 1500 года н. э., то есть до прихода европейцев. Примерно у 20% костяков сохранились мягкие ткани, что позволило сделать рентгенографию и изучить травмы, которые могли быть не видны при исследовании только скелета.
Главным образом учёные искали травмы грудной клетки и черепа, а также рук — например, при попытке закрыть рукой голову человек мог получить травму локтевой кости. Ряд смертельных травм определили по фрагментам орудий, застрявшим в костях или найденных рядом. Такие повреждения были найдены у 108 человек, причём чаще у мужчин, чем у женщин. Чаще всего в результате конфликтов страдали кости черепа, часто — лобная часть, при этом у некоторых индивидов имелись следы заживления. Орудие, которым можно было нанести такую рану — это камень, пущенный из пращи. Среди травм верхних конечностей часто заживали повреждения локтевых костей — вероятно, следы защиты во время сражений.
Среди индивидов, получивших смертельные травмы, особо выделяют три мужских скелета. У одного внутри грудной клетки находился каменный гарпун, у второго из позвонка торчал наконечник стрелы, третьего несколько раз ударили в грудь — опять гарпуном: в грудной клетке присутствует два повреждения в местах, где гарпун вошёл, и два в области спины, где остриё оружия вышло.
Проанализировав содержание изотопов стронция в костях, учёные сделали вывод, что большинство людей — местные, жившие на побережье, при этом рост численности населения примерно 4000 лет назад не вызвал роста насилия. Тогда что было причиной?
Исследователи связывают высокий уровень насилия с тем, что в течение тысяч лет на этих территориях отсутствовала централизованная политическая власть, люди объединялись в небольшие группы (простые вождества), лидеры которых могли контролировать лишь небольшие территории. Между этими группировками вспыхивали конфликты, тем более что устья долин Азапа и Ллута были богаты пресной водой и природными ресурсами — рыбой, птицей, водорослями, морскими животными.
Еще один фактор — разный образ жизни: в какой-то момент с рыбаками стали соседствовать земледельцы, возделывавшие поля в 10-20 километрах от побережья. Документы XVI и XVII веков свидетельствуют о том, что уже во время европейской колонизации между рыбацкими поселениями и земледельческими сообществами существовала напряжённость, происходили столкновения.
Петроглифы подтверждают это предположение: в период, когда в прибрежных областях появились первые земледельческие поселения, мы встречаем сцены противостояния лучников, вооружённых людей и изображения, которые интерпретируются как конфликты.
В итоге вероятность умереть от очередного набега возросла в три раза по сравнению с более ранними периодами. И хотя уровень несмертельных травм со временем немного снизился, число убийств в течение многих веков оставалось неизменным.
Автор текста — Анна Гребенникова. Источники.
🗿 Хотите поддержать проект? Подпишитесь: https://sponsr.ru/antropogenezru/
Вам также может быть интересно: