С июня 2021 года на 5 лет закрылась на реставрацию усадьба князей Барятинских «Марьино» в Курской области. Перед столь долгой реконструкцией удалось вновь побывать в этом неоднозначном месте, буквально перед самым закрытием.
В усадьбе запланированы работы по реставрации и реконструкции на четырех объектах: дворец, гостевая и техническая зоны, участок очистных сооружений. Будут также отреставрированы оранжерея постройки второй половины XIX века, кирха на Овальном острове и ротонда на Круглом острове (1810-е годы), Горбатый мост первой четверти XIX века, а также ряд кирпичных мостов и сторожевых помещений у восточных, северных и западных ворот усадьбы и другие.
Дворец-усадьба Марьино -одна из немногих дворянских усадеб в России, сохранившаяся до наших дней. История его превращения в гнездо князей Барятинских удивительно но, в то же время типична для времени обретения русскими новых хозяев из Европы.
Отложим в сторону умилительные байки про любовь Марьи и Ивана Ивановича и рассмотрим факты об истинных владельцах земли русской. А также привнесенных иностранных традициях.
Согласно распространенной версии истории земли Рыльского, Льговского и Путивльского уездов были подарены Петром I гетману Украины Мазепе в 1703 году.
Мазепа основал усадьбу , а рядом расположенные села якобы поименовал в честь себя- Мазеповка, Степановка, Ивановское. После предательства Мазепы Петр I подарил земли своему любимцу – Александру Меншикову. Но тому не было никакого дела до находившейся в глубинке усадьбы, и она пришла в запустение.После смерти Петра I Меншиков отправился в ссылку, а его курские владения отошли к поместьям Евдокии Лопухиной (первой жены Петра I).Затем, при дочери брата Петра I, Анне Иоанновне, эти земли были дарованы адмиралу флота графу Николаю Головину.
Его дочь Наталья была замужем за принцем Петером Августом Фридрихом Шлёзвиг-Гольштейн-Зондербург-Букским, поступившим на русскую службу. Якобы брак Питера Августа был повторным. Первой женой его была принцесса Лугвина София Гессен-Филипстальская.
От первого брака у Питера августа родились два сына и дочь. Карл и Ульрика скончались в младенчестве. Младший сын- Карл Антон умирает в возрасте 35 лет, Однако успевает оставить наследника. Его сын - Фридрих Карл Людвиг, шеф Павловского гренадерского полка, впоследствии наследовал деду как герцог Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Бекский.
От второго брака с Натальей Головиной родились также два сына и дочь. Питер и Александр умерли в раннем детстве.– Екатерине суждено было стать единственной дочерью Гольдштейн-Бекскаго и, впоследствии, удачно выйти замуж за придворного вельможу, князя Ивана Сергеевича Барятинского. Ему она в качестве приданого принесла все курские имения, принадлежавшие когда-то Мазепе.
Таким образом, по официальной версии, Екатерина- дочь вступившего на русскую службу принца Петра-Августа-Фридриха Гольштейн-Бекского, эстляндского генерал-губернатора и фельдмаршала, от второго брака с графиней Натальей Николаевной Головиной. По отцу принадлежала к Бекской ветви Гольштейн-Зондербургской линии Ольденбургской династии и была дальней родственницей Петра III. Которого сопровождала даже в 12 летнем возрасте на одной из галер при его бегстве в Кронштадт. От её единокровного брата по прямой мужской линии происходят датский король Кристиан IX и императрица Мария Фёдоровна.
Исследователи истории часто сталкиваются с фактом, когда приглашенные на службу в Россию меняют имя на русифицированную версию. Родовитые западные дворяне при этом могли именоваться в западных источниках прежним именем и титулом. Менее родовитые принимали русское имя полностью. Не возможно утверждать целиком и полностью, однако и нельзя исключить тождественность Натальи Головиной и Лугвины Софии, как и их детей.
Императрица София августа Фредерика Ангальт-Цербсткая (Екатериной II) сватает самую завидную невесту России за поручика князя Ивана Сергеевича Барятинского.
За богатой невестой Барятинский получил 4 000 душ крепостных и села. Еще 100 тыс. десятин земли и около 35 тыс. душ крепостных ему подарила императрица.
Выйдя замуж, молодая княгиня блистала в петербургском свете, где считалась одною из первых красавиц. Она имела громадный успех и множество любовных похождений на стороне Завидная невеста, ничего не скажешь… прим. авт.) По словам князя П. В. Долгорукова «Екатерина Петровна была женщиной весьма гордой и необыкновенно чванной; она беспрестанно давала чувствовать мужу своему, что оказала ему величайшую честь, сочетавшись с ним браком; терпеть не могла, чтобы её именовали княгиней и титуловали сиятельством, а требовала, чтобы её именовали принцессой и титуловали светлостью». После череды любовных похождений в 1774 году Екатерина Петровна сопровождала обманутого супруга в Париж, куда он был назначен посланником. В Париж княгиня Барятинская отправилась беременной от Разумовского, где и родила. Князь Барятинский поставил вопрос ребром, но слезы жены заставили его смягчится. Однако в Польше начались новые похождения, вынудив Барятинскую вернутся в Петербург одной. Французский дипломат Мари де Корберон, писал «Она очень любезна и умеет вести разговор, выражаясь легко и красиво. Я нахожу, что она, по тону, похожа на парижских дам тридцатилетнего возраста; оттенок философии, примешанный к чувству, делает этих дам очень опасными. Княгиня вполне обладает такого рода кокетством.» На каком языке княгиня изъяснялась легко, дипломат не уточняет, но стоит предположить, что не на русском.
Живя отдельно от мужа, Екатерина совместно с женой посланника в Испании, решила основать своё маленькое общество друзей, именуемое в свете «клубом любви» или «академией любви» где была окружена поклонниками. Попасть в её дом считалось большой честью. Чувствуются традиции улицы De Wallen и европейской культуры.
Вскоре после возвращения бывшего мужа Ивана Сергеевича из Парижа в Петербург Екатерина Петровна уезжает за границу. Её сопровождал гоф-медик императрицы Адам Вейкарт, сын Иван, которого она намеревалась определить в один из немецких университетов, и молодая графиня Амалия Луиза Витгенштейн, сестра героя войны с Наполеоном, «защитника Петербурга» Петра Христиановича Витгенштейна. Вместе они долго путешествуют по Голландии, Австрии и Германии. Последние годы жизни княгиня Барятинская провела в Берлине, где скончалась в 1811 года. С разрешения прусского короля именовалась, как и до замужества, принцессой Голштейн-Бекской.
Как видим новоявленная владелица курских земель и русских крестьян в имении не бывала. Получив наследство её предстояло только тратить заработанное крестьянским трудов в путешествиях за границей.
Новоявленный Барятинский также был далек от России. Мелькнув на небосводе в должности мужа и оставив свою фамилию наследнику, впрочем отцом ему не являясь, князь уступил право владения Ивану Ивановичу.
Иван Иванович на момент смерти «отца» находясь на дипломатической службе в Лондоне. В марте 1799 г. вышел указ императора Павла I об учреждении так называемых родовых командорств или территориальных единиц Ордена госпитальеров в России4. Император, учитывая европейское родство молодого князя и ходатайство со стороны его матери, даровал ему в 1799 г. родовое командорство в Мальтийском ордене святого Иоанна Иерусалимского.
В статье первой императорского указа сообщалось: «Княгиня Екатерина Борятинская, урожденная Принцесса Гольштейн-Бек установляет навсегда для своего сына… кавалера Ивана Ивановича Борятинского и для потомков его мужеска полу и происходящих от мужеского же поколения родовое командорство, или JusPatronatus в Российском Великом Приорстве Ордена Святаго Иоанна Иерусалимского, коего реченный Князь Иван Борятинский и будет первый Командор и имянователь»
Князь неоднократно делал предложения Амалии Луизе Витгенштейн,
воспитаннице своей матери, однако разница в возрасте была не в его пользу, избранница была слишком молода,и он получил отказ. Графиня предпочла выйти замуж за Дорофея Людвига Христофора Фёдора фон Келлера. Тогда женой Ивана Ивановича становится англичанка Марии Франциске Деттон, но она умерла вскоре после родов. Князь женился во второй раз на дочери своей первой любви Амалии- Марии Келлер, когда судьба и император направляют его посланником в Баварию. Иван Иванович был назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Мюнхене. Несмотря на разницу в возрасте, теперь уже супруга была значительно моложе князя, брак был удачным. Мария Келлер подарила князю семерых детей – трех дочерей и четверых сыновей.
Князь И.И. Барятинский был отозван из Германии в 1812 году. Первое время супруги жили Петербурге, а затем переезжают на курскую землю, где Иван Иванович строит имение. Для реализации проекта был привлечен русский архитектор Карл Гофман (), который за пять лет построил в курской глубинке дворец по последнему слову моды Европы того времени в стиле ампир (импер). По имени хозяйки имение стали называть «Марьин дом», а затем просто Марьино.
Жизнь в Европе, и особенно в Англии, сделала из князя англомана. По примеру западной аристократии в Марьино был устроен парк и сад, вырыт большой пруд. Кроме Марьинского дворца, он построил оранжерею, суконную фабрику, кирпичный, известковый и ромово-сахарный заводы
.
Согласно легенде Иван Иванович уговаривал Марии перейти из лютеранства в православие. На первое время князь устроил для своей любимой супруги лютеранскую кирху на Овальном острове пруда, где совершал богослужения немецкий пастор Рейнгардт.
Когда же супруга приняла православие, князь на радостях строит ротонду-купальню в честь богини Венеры (!!!) на Круглом острове пруда )))
После завершения строительства усадьбы Иван Иванович прожил недолго. Он умер в 1825 году и был похоронен в фамильном склепе церкви Покровской села Ивановского. Владельцем Марьино стал старший сын Александр Иванович Барятинский, будущий главнокомандующий Кавказской армией, генерал-фельдмаршал, наместник Кавказа.
В 1850 году Александр Иванович отказался от своих наследственных прав в пользу брата генерал-адъютанта и обер-шталмейстера двора князя Владимира Ивановича Барятинского.
В гостях у Барятинских бывали императоры Александр I и Александр II, Александр III гостил здесь, еще будучи цесаревичем. Заезжали в имение Лермонтов, Жуковский, Дягилев.
Сейчас Марьино это санаторий Управления делами президента России, отдыхающие и туристы знакомятся с историческим прошлым и настоящим Марьино.
Такова легендаризированная история усадьбы Марьино.
Теперь же интересно взглянуть на события и хозяев Марьино с точки зрения исторических реконструкций Александра Касаткина или Игоря Шкурина.
Альтернативные историки в последние годы со скептицизмом относятся к традиционной версии и к Наполеоновскому походу в частности. Отдельные авторы убеждены- Наполеоновский поход 1812 года на Москву есть часть и продолжение завоевания России иностранцами. Возможно к 1812 году обширная часть Московии вновь получила независимость от Петербурга, или же так и не была завоёвана фактически. Лишь юридически , по праву наследования считаясь территорией прусских наследников Петра I.
Историки как огня боятся очевидного факта- Россия 17-18 века являлась оккупированной территорий. Народ жил под гнетом иностранных интервентов. Капиталы, заработанные трудом русских крестьян вывозились за рубеж для безбедной жизни в дворцах и предметах роскоши.
Какие артефакты и события могут указывать увидеть на подобное развитие событий в усадьбе?:
- все персонажи вокруг Марьино, как и в целом по России того времени- иностранцы. Якобы в подданстве Императора Российского. Однако на собственных землях не показываются. От отсутствия необходимости личного контроля или же от отсутствия возможности присутствовать на землях, принадлежащих им на бумаге?
- Иван Барятинский появляется в имении только после войны 1812 года. До этого момента владельцев не интересует судьба далекой колониальной вотчины. Либо они владельцы де-юре. Де-факто землёй распорядится не могут.
- Иван Барятинский- подлинный иностранец. С детских лет воспитывается мамой немкой. Живет в Европе. Пользуется привилегиями западной аристократии. С Россией знакомится только после «отзыва» со службы. Уже будучи зрелым человеком. При этом пишет педагогические труды «Mes idées sur l’éducation de mon fils» («Мои идеи по поводу образования моего сына») и «Conseils à mon fils ainé 1821» («Cоветы для моего старшего сына») на французском языке. Кто то скажет: «ну и что? Французский был в моде тех лет. На нем говорили и писали». Но в моде ли дело?! Быть может французский – родной язык завоевателей? В то время незнание русского языка было не особенно важно и не могло помешать ни признанию в обществе, ни карьере.
- поражает роскошь дворца на фоне крестьянской нужды.
Схожие черты по описанию присущи были плантаторам американского Юга. Та же роскошь на фоне рабства. Хотя историки стараются нивелировать тему рабского положения русских в имении рассказами о заботе и личном участии барина в инновационных агрономических экспериментах, просматривается при внимательном изучении отношения уровня Господин- иностранец-лютеранин/ раб- абориген- православный. Захватчики с рабами не церемонились
- Для себя хозяин велел завести театр и оркестр. Дабы увеселять гостей и близких. Для чего, в начале, были приглашены музыканты. А затем отобрали из местных мальчишек учеников для музыки.
-Любимое место туристов во дворце – шептальная комната. Особенности акустики таковы, что два человека могут вести тихую беседу, расположившись в разных углах комнаты по диагонали. При этом те, кто стоит в центре, не слышат, о чем разговор. На самом деле таких комнат во дворце несколько. По мнению современных историков делались комнаты для развлечения гостей. Дескать новый барин смеха ради повелел соорудить такую комнату. Не знаю как в 19 веке, в современном мире любая забавы быстро надоедает, что бы делать её годами и «веселится» каждый день.
Более правдоподобно выглядит утилитарное назначение этих комнат как залов для переговоров. Или приемных, с тривиальной задачей лишить гостей возможности тайного обсуждения.
По стилю кладки комнаты сильно отличаются от остального дворца. Возможно комнаты- остатки прежней, Мазеповской усадьбы, на руинах которой возвел дворец новый хозяин земель. Косвенно это подтверждает аляповатая лестница над комнатами. Она несоразмерна изначальной планировке и неуклюже добавлена туда позднее
- Еще одна достопримечательность дворца – винтовая деревянная лестница без единого гвоздя. По ней князь из своего кабинета поднимался в покои жены. Сделана из цельного массива груши. Без покрытия лаком. Прелесть лестницы была, как говорят, в грушевом аромате от использования дерева и особой технологии смягчения древесины для придания формы. Сделана лестница, по приданию, местными мастерами. Диссонанса у историков не возникает. С одной стороны крестьяне серые и забитые. Князь привез неразумным английские сады и пруды. Отстроил небывалый кирпичный дворец . С другой стороны тут же среди чумазого мужичья нашлись мастера с эксклюзивной техникой работы с деревом. Видимо напрактиковавшись в соломенных избах.
- Аналогично не вызывает диссонанса и рассказ экскурсовода об эксклюзивном паркете. Иван Иванович заказал паркет в Италии за большие деньги. Пригласил итальянского же архитектора. Но укладкой занимались местные крестьяне (!). Видимо посеяв пригоршнями пшеницу, таланты от сохи тут же овладевали мастерством кладки дорогущего паркета, обсуждая на итальянском стиль и параметры замысловатых рисунков.
- Для своей возлюбленной Марии Иван Иванович повелевает строить лютеранскую кирху на острове.
Приглашает немецкого пастора. Историки тщательно обходят тему религиозной принадлежности самого князя, сочиняя байку об уговорах молодой жене принять православие.
Однако же пребывание князя за рубежом вплоть до «пенсионного» возраста, немецкое происхождение, воспитание мамой немкой даёт заметные основания сомневаться в истинности православного вероисповедания князя.
Скорее всего супруги совместно исполняли лютеранские обряды в кирхе. Возможно с близкими. Ограничив доступ посторонних водной преградой.
- На круглом острове Иван Иванович строит ротонду.
Экскурсовод любезно сообщила нам, что эта ротонда является купальней и названа в честь богини Венеры (!). Как использовать эту ротонду для купания, и в какое время года, видимо никто не задавался вопросом. Собственно и вопросом сочетания сооружений в честь каких то богинь, обнаженных скульптур и изображений с православием , и даже протестантизмом.
Ротонд подобного типа превеликое множество в Европейской части России. Где то они называются беседки, где то ротонды. Однако назначение их не понятно. Возможно это культовые или обрядовые места новых хозяев России
- На противоположном от здания усадьбы берегу стоит странный постамент из бронзы. Надпись гласит- «Орел».
Однако же данный орел сильно напоминает орлов с наверший штандартов и знамен наполеоновской армии и Рима.
А в купе с датой появления Барятинских в Марьино дает основания полагать особую связь орла с историей нового обитателя курских земель. Можно предположить что назначение орла- напоминать современникам и потомкам с чьей помощью и на чьих плечах новоиспеченные Барятинские получили русскую землю.
На скульптуре имеется надпись на латыни. Очевидно, что орел не русских мастеров. Саму надпись разобрать не удалось. Только первые буквы «Cho…»
- Интересна тематика барельефов в круглом зале. Несомненно, историки притянут к сценам барельефов какой нибудь античный миф.
Однако, свободным от подобных легенд взглядом отчетливо видно как сцены отражают военный захват римлянами или считающих себя их наследниками, принесение покорности победителю, сбор дани с побежденных. Отражено горе побежденных.
Не оставляет впечатление символизма изображенных сцен с реальными событиями современного хозяину комнаты времени. Чем барельефы и были ценны для владельца.