«Уберите от ребенка телефон/планшет!» - такую рекомендацию слышат родители от педагогов, психологов, врачей. Только ленивый не посчитал долгом сообщить без того задерганной маме свое экспертное мнение –«это все из-за телефона!» На самом ли деле так вредны гаджеты, как о них кричат на каждом шагу? Давайте разбираться, как всегда, с помощью науки.
Итак, в развивающемся мозге, особенно в раннем детстве, когда нейроны и места контактов между нейронами активируются, процесс возбуждения «включает» механизм создания новых контактов, новых нейронных дорожек. Количество этих мест контакта увеличивается с младенчества до подросткового возраста, с максимальной скоростью-в раннем детстве. Поскольку этот процесс зависит от активирования клеток друг другом, мозг ребенка имеет больше возбуждающих, а не тормозных нейромедиаторов по сравнению с мозгом взрослого, где между двумя видами нейромедиаторов существует баланс. Возбуждение является ключевым элементом обучения, но, к сожалению, чрезмерное возбуждение имеет свою цену: риск перевозбуждения.
В связи с тем, что современные гаджеты перевозбуждают нервную систему, а это факт, которому есть неопровержимые доказательства ( можно сделать МРТ головного мозга ребенка в момент просмотра мультфильма - сомнительная рекомендация, но 100-процентная), то мы склоняемся к тому, что гаджеты негативно влияют на нервно-психическое развитие ребенка.
Не стоит забывать о заболеваниях, которые являются результатом перевозбуждения, типа эпилепсии, которое, кстати, чаще встречаются у детей, чем у взрослых. Ведь причиной является то, что множество клеток мозга активизируются одновременно и нет достаточной блокировки погасить возбуждение.
Идем дальше: представьте, что вы приучите ребенка есть только сладкое. Это просто? Да, это просто, потому что основной субстрат , который участвует в процессе клеточного обмена, клеточного дыхания - это глюкоза, она очень быстро попадает в клетки и формируется ощущение удовольствия. Ребенок, который ест только сладкое, не будет есть мясо, овощи, рыбу, он будет требовать сладкое. То же самое и с гаджетами. Если малыш привык к сильной зрительной стимуляции, то книги, пазлы, развивающие игры его удовлетворять не будут. Поэтому нормотипичному ребенку до 3х лет гаджеты противопоказаны. А детям с различными видами задержек развития - неспецифических и специфических - гаджеты категорически запрещены. Ребенку можно давать гаджет только тогда, когда у него уже есть речь и сформированы определенные формы социального взаимодействия, потому что они более сложные, чем телефон и планшет.
Ну и наконец, водопад нейропроцессов, которые запускают клетки мозга, отвечающие за ощущение удовольствия и выброс дофамина (гормона «счастья»), может активироваться так же легко после просмотра новой серии «Маши и медведя», как и в результате употребления алкоголя или марихуаны. Удивительно, но в отличие от наркоманов, этот нейробиологический эффект возникает не из-за химического вещества - это чистый случай «победы разума над материей». Поведенческая зависимость так же коварна, как и химическая зависимость, поскольку она задействует те же участки мозга.
И конечно же из детей «с гаджетами в руках» вырастают подростки со следствием такого детства ( а это уже совсем другая история… более драматичная).
Что же делать?
1. Сначала у ребенка появляется речь, потом гаджеты - это общее правило для всех. Какую первую информацию начнет перерабатывать мозг, то он и будет хотеть получать и дальше.
2. Отдавайте предпочтение советским мультфильмам. Современный мультик - быстрая смена картинки. Лучше, при необходимости, выбрать советский мультик, с медленной сменой картинки и деятельностью персонажей. Мозг ребенка будет успевать за происходящим.
3. Категорическое нет гаджету за едой. Ни при каких обстоятельствах. Пищевые привычки формируются в детстве. Это поезд, на который изначально лучше не садиться. И этот поезд едет по кругу. Сначала родители включают мультик, чтобы хоть как-то поесть без истерик, а потом, когда сформировалась привычка, истерик при выключении мультиков становится только больше. Выход - или не начинать вообще или как можно скорее отказаться от этой привычки.
4. Не включать мультики за 2 часа до сна и 2 часа после пробуждения.
Лежа в кровати на сон грядущий посмотреть невинную серию мультика или поиграть в планшет оборачивается тем, что мозг во сне обрабатывает огромное количество лишней информации, а не ту, за которую Вы заплатили деньги на развивающих занятиях и в бассейне.
5. После 3 лет не больше 15-20 минут за день. (помним правило номер 1)
6. Сделайте баланс 50% документальных фильмов о природе и 50% мультиков. Для деток фильмы BBC о животных – они 20-минутки.
7. Игра на планшете должна быть КОНЕЧНА. не перепрыгивать овраги, а овощи и фрукты складывать в корзины, самолетики сажать на посадочную полосу, а если это шашки или шахматы , то считайте себя хакером жизни)). То есть только полезные игры, где надо решать поставленные задачи через научение и логику: лото, пазлы, построение дорог или прохождение сложных лабиринтов.
8. Не включать звук. Кроме игр, где говорится, что делать («положи морковь в корзину»). Все производители игр знают схему воздействия на ваш мозг через звук. Это используют давно в магазинах, ресторанах – в играх это вообще золотой стандарт. Приучите ребенка играть без звука – количество проведенного времени за гаджетом сократится.
Автор поста нейропсихолог:
Иванченко Галина Павловна
+7 961 290-33-06
Написать
—————
Центр научно-доказательной психотерапии и психиатрии «ЛЮМОС»