На проходческом участке был у нас начальник ну о-очень юморной. На наряде он и «пистон вставит» всем, и тут же похвалит всех. За компанию посмеётся с нами и сам пошутить любил. При этом кого-нибудь из нас подколет, чем вызывал всеобщий смех в кабинете участка. В общем, наряды у нас проходили порой весело и в шахту спускались в приподнятом настроении. И с зарплатой не обижал. Даже если грозился кого-то наказать и премии лишить, обычно на словах всё и заканчивалось. Как бы то ни было, но метры мы давали и редко-редко по каким-либо причинам не укладывались в план. И то «занимали» метры в счёт следующего месяца, чтобы не оставаться без премии, а затем честно «отдавали».
В общем, дела на участке шли замечательно, начальник наш умел крутиться «наверху», за что мы его и уважали. Текучки кадров у нас практически не было и одно время устроиться на наш участок было невозможно даже по блату – все вакансии были заняты, начиная от ГРП и выше. За места свои мы держались, однако (парадокс!) порой приходили на работу с «мутными» глазами после вчерашнего. Да – пьянство на любом предприятии не приветствуется, в том числе и в шахте. Но что было, то было. И зачастую начальство было в курсе кто когда пришёл на смену «под мухой».
Итак, сидим на наряде в первую (утреннюю) смену. Наш бригадир задерживается – время идёт, а его всё нет и нет. Наконец появляется – молча зашёл, молча прошёл, молча сел. Начальник на него уставился и взгляд не сводит. Мы ждём развязки ситуации, а то, что сейчас начальник начнёт подтрунивать над бригадиром, в этом нет никаких сомнений.
Первым начал бригадир. Спрашивает начальника:
– Как там дела в забое:
Начальник отвечает:
– В забое нормально, придёшь – увидишь. Лучше скажи, ты зачем вчера за брызговики машин цеплялся?
Бригадир шею вытянул:
– Я не цеплялся.
Начальник смеётся:
– Ну как же не цеплялся? Еду вчера, смотрю – ты по дороге кренделя выписываешь. Машины от тебя в стороны шарахаются, а ты наоборот к ним и руками в брызговики целишься.
Бригадир улыбается:
– Ты где меня видел?
Начальник докладывает:
– Около конечной остановки.
Бригадир ему выговаривает:
– Если видел, мог бы и подвезти до дома.
Начальник головой мотает:
– Не-а. Если бы поймал меня за брызговик, тогда бы подвёз.
Бригадир укоряет начальника:
– Ехал бы потише, может, поймал бы.
Начальник оправдывается:
– Я в другую сторону ехал, а ты нормально шёл. Качался как на палубе во время шторма, но шёл на двоих, на четыре кости не опускался.
Бригадир улыбается:
– Умеем на двоих ходить! Правда, не помню как я вчера домой попал.
Начальник добавляет:
– Автопилот исправный. Это хорошо.
Механик – человек уже в годах – вспоминает:
– У нас рабочий был – пришёл в смену бухой вматину. На следующий день ему начальник говорит: «Пришёл, лыка не вяжет. В ламповой упал». Рабочий отвечает: «Ну и что из того, что упал? Я же встал! Сам встал».
Механик пояснил, что у них на шахте в давние годы если своими ногами прошёл через ламповую, то тебя не остановят. А вот если товарищи под руки ведут, тогда ламповщицы в шахту не пустят. Такие были неписанные правила.
Кстати, бригадир ту смену отработал нормально. Воду у всех из фляжек выхлебал, но это мелочи. С кем не бывает?..