Уважаемые родители! В предыдущей публикации была рассмотрена тема слияния с родительской фигурой и принципы развития самостоятельности.
В этом посте продолжение темы. Но речь пойдет о том, как в семейная система формирует агрессивный или виктивный тип личности.
___________________________
Родителям, чаще всего после череды сканлалов, приходится признать границы. Например, подростки очень агрессивно отстаивают свою территорию, контролируют, чтобы туда никто прямо говоря «не сувался». Устанавливают пароли на гаджетах. В зависимости от уровня напряженности в детско-родительских отношениях цифровую жизнь уже со взрослыми разделять не стремятся.
С одной стороны отделение – это часть взросления, с другой, это все еще ребенок, который нуждается в поддержке. Практиковать самостоятельность - не значит полностью обрести эти качества. На пути обычно возникает много ошибок, и в эти моменты необходима грамотная обратная связь, причем практически ежедневная.
Рассмотрим частные случаи, когда разделение границ проходит некорректно, в результате личность формируется с установкой: «Мне все должны!», сначала родители, а потом мир, государство, работодатель, короче кто угодно, лишь бы самому за себя не отвечать. Во втором варианте развитие идет по так называемому виктимному сценарию. Что проявляется в позиции жертвы, которую все обижают, а мир воспринимается, как источник бесконечных угроз.
1. Подросток обозначает свои личные границы. При этом сталкивается с отсутствием границ матери.
Чаще всего это женщина, гиперподключенная к воспитанию. Уделяющая внимание и участвующая в жизни в разы больше, чем необходимо по возрасту. Про свои личные границы речи не идет, так как жизнь – обслуживание чужих интересов. Если ребенок геймер, то жизнь перестраивается на борьбу с вредной привычкой, борьбу за успеваемость.
В результате такой семейной системы личность формируется по агрессивному сценарию.
Подросток безапеляционно убежден, что ему все должны.
Так как мать удовлетворяет все потребности еще до возникновения проблемы, то справляться с трудностями такие дети не учатся. Сидят, ждут, пока кто-то подключиться и все решит. Ждут сначала от семьи, одновременно развлекаясь в любимой игре. А потом воспринимают мир, как "мама", который должен им все дать.
При первой трудности или обломе происходит очень быстрая фрустрация, в результате игровая зависимость может прогрессировать. Подросток просто не научился «крутиться по жизни сам».
Отдельно стоит обсудить наследников компаний и/или крупных состояний.
Такие дети все понимают, поэтому мотивация опираться на себя и активно действовать перевешивает подсознательным ожиданием наследства. Зачем учиться и работать, когда все и так скоро будет?
Ситуацию усугубляет присутствие обсуживающего персонала с самого детства. В некоторых семьях дети не сталкиваются с ограничениями, поэтому им сложно во взрослом возрасте, думая, что они всемогущи, но это не так.
Решением является с начальной школы обозначить четкие границы.
Объяснить, что наследство будет только при определенных условиях. Семья решит какие рамки установить. Но это абсолютно точно упорядочит сознание, придет понимание, что нужно рассчитывать больше на себя и действовать, а не ждать и бояться, что лишишься привычного образа жизни.
Я довольно долго работала в испанской компании. И дочь основателя, который входит в рейтинг самых богатых людей мира, начинала с самой низкой позиции в компании отца. И развивалась наравне с обычным персоналом, причем в стране, в которой климат резко отличается от теплого средиземноморья.
Обозначьте очень четкие рамки в вопросах наследования. Основный посыл которого – нужно научиться зарабатывать и приумножать, развить в себе эти навыки. И только тогда в семье будет уверенность, что нажитое не будет пущено по ветру.
2. Ребенок сталкивается с границами взрослых, при этом его границы игнорируются.
Чаще всего подобная семейная система выстраивается в семьях, где один из взрослых страдает зависимостью. Или в случае авторитарного подхода к воспитанию, где одним из родителей выстроена четкая система правил, нарушение которых приводит к жестким наказаниям.
Такие дети привыкают к тому, что системное нарушение личных границ - это норма жизни. Что влияет на процесс социализации. Они просто не могут распознать, что, если тебя кто-то унижает, или твой рюкзак пнул агрессор, а тебе обидно, то это жесткое нарушение границ. Так же, как приходится терпеть подобное в семье, ребенок терпит в коллективе. То есть чаще становится жертвой, которая, как известно всегда найдет своего обидчика.
Очень актуальная тема для семей, где воспитывается девочка. Старайтесь сами не нарушать ни физические, ни эмоциональные границы. Тогда во взрослом возрасте риск столкнуться с семейным насилием сократиться в разы.
Подросток взрослеет и требует больше прав. В том числе в вопросах управления экранным временем и своей цифровой жизнью. В этом суть переходного "трудного" возраста.
Самый грамотный подход – передача власти в обмен на способность справляться с обязанностями, в том числе по школьным задачам и другим активностям. Отделение себя от своего ребенка, и установка границ собственной личности.