Рассказываем о кратной тяге и системе многих единиц
Иногда во главе грузового состава можно увидеть не один, а два локомотива или даже больше. Это нужно, например, чтобы вести более тяжёлый поезд или следовать с повышенной скоростью.
Управлять сцепленными локомотивами можно двумя разными способами: с помощью системы многих единиц или по принципу кратной тяги.
Кратная тяга
При этом способе в каждом локомотиве находится отдельная бригада. Тормозами управляют из ведущей машины, а вот тягой каждого локомотива — по отдельности. Для синхронной работы бригады используют систему сигналов.
Применяют этот принцип чаще всего на паровозах, а на тепловозах и электровозах — реже.
Пригодиться кратная тяга может, например, на крутых перевалах для подъёма состава в гору. Однако бывает и противоположная ситуация: на затяжном спуске несколько локомотивов дадут больший тормозной эффект.
У этого принципа есть и недостатки. Помимо того, что в двух локомотивах работает большее количество людей, может возникать разница в силах тяги. Это небезопасно, поэтому сегодня в основном используют систему многих единиц.
Система многих единиц
В этом случае всеми сцепленными локомотивами управляет одна бригада из кабины ведущей машины. За счёт того, что электрические цепи управления объединены, машинист может управлять и тормозами, и тягой всех локомотивов.
При СМЕ не нужна система координирования действий бригад, и людей требуется меньше.
Локомотивы не обязательно сцепляют друг с другом. Один из них может находиться в голове состава, а второй — в середине или даже в хвосте. При таком расположении один длинный поезд легко разделить на два покороче, которые смогут действовать автономно.