В России полным ходом проводится цифровизация учета военнообязанных и призывников. Населению непривычно наблюдать бравую поступь технологий будущего – мы привыкли к хаосу в военкоматах, с их беспорядочными картотеками и бумажными делами. А тут вдруг – все под единым реестровым колпаком.
На днях Андрей Картаполов, занимающийся вопросами обороны в Комитете Госдумы, заявил, что все клиники (и государственные, и частные) обяжут предоставлять сведения в военкоматы. Причем – пациентов, а не только работников (хотя это не точно). Конечно же, сразу начались спекуляции информацией.
По имеющимся данным, в разрабатываемые формы для отчета планируется включить около 20 пунктов персональных данных. Что именно будут сообщать медицинские организации – пока покрыто тайной. Но в СМИ заранее появились возмущенные возгласы насчет врачебной тайны.
От себя скажу следующее: неприятно, когда каждый твой шаг отслеживается Большим Братом. В жизни граждан остается все меньше личного. Тем не менее, крики журналистов слишком раздувают ситуацию.
Что говорит закон
Статья 13. Соблюдение врачебной тайны (ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается...
... 6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Формулировка не связана с цифровизацией военного учета, но создает для нее предпосылки. Как мы знаем, законодатели ловко управляются с юридическими трактовками. Подпишут отдельный указ о разблокировке военной тайны, например. И все будет честно. На бумаге.
Но до того – любые запросы относительно пациентов незаконны, так как «сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну».
_________________________________
Надежда слаба, что Госдума даст заднюю в вопросе передачи данных пациентов. Все же надеюсь, что это – утка, запущенная критически настроенными людьми. Но если нет, то вышестоящие персоны быстро соберут бравую команду из Минздрава и укажут пальцем, где и что переписать. Опыт заседать для виду у Мурашко и Ко есть, мудро посидят, предложат и подпишут.
На сегодня все.
Ваш AvsФ.