Найти в Дзене
user

ИСККОН. Крик Боли. Часть 8 - ИСККОН - это какая философия?

Оглавление

Данное эссе состоит из 10 частей:

0. Введение

1. Терминология: Майавада, имперсонализм, брахмавада, адвайта?

2. Некорректное понимание Адвайта Веданты традицией двайты

3. Оскорбление других религий и философий Прабхупадой

4. Запрет Прабхупады на «думание»

5. Оскорбления других Учителей Прабхупадой

6. Переводы и Комментарии Прабхупады

7. Образование и Проповедь в ИСККОН

8. ИСККОН - это, всё-таки, какая религия или философия?

9. Миссия Прабхупады

10. Заключение

Основное видео по всем частям здесь:

Источник 1

https://studopedia.info/9-33641.html

74-11 Интересно было прочитать книгу «Философия Шри Рамануджи», написанную Вашим отцом В.Р. Шришайлой Чакрваварти, которую вы передали мне 2.11.74. Разумеется, мы, гаудия-вайшнавы, следуем философии Рамануджи почти в том же самом виде. Шри Чайтанья Махапрабху дает определение дживы как вечной служанки Господа, занимающей положение пограничной энергии Господа, на основе философии ачинтья-бхедабхеда-таттвы. Это почти то же самое, что вишиштадвайта-вада. Сейчас Движение «Харе Кришна» проповедует вайшнавскую философию по всему миру, и мы считаем, что Шрипада Рамануджа очень и очень помогает пониманию вайшнавской философии. Это подобно сочетанию ньяя-шрути и смрити-прастхан. Бхагавад-гита утверждает авторитет «Веданта-сутры»: брахма-сутра-падайш чайва, хетумадбхир винишчитайх. (Бхагавад-гита 13.5)

Одна из частей ачинтья-бхедабхеда-таттвы посвящена определению джива-брахмана. Вечная душа, брахман по природе, или джива-брахман, неотлична от Верховного Брахмана или парам-брахмана. Но, поскольку парам-брахман — высший, величайший, а индивидуальный брахман или джива-брахман очень мал, он отличается от парама-брахмана. Вывод таков, что джива-брахма одновременно едина с парам-брахманом и отлична от него. Поскольку это нужно осознать одновременно, что очень трудно для обычного человека, эта философия называется ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, непостижимое единство и отличие. Это подтверждается в «Катха-упанишад» (2.5.13) нитйо нитйанам, четенаш четананам, эко бахунам йо видадхати каман. Это почти то же, что вишиштадвайта-вада.

Что касается лично меня, то я, следуя по стопам моего Гуру Махараджи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, принимаю всех ачарий, хотя официально принадлежу к сампрадае Мадхвы. Наша сампрадая известна под названием Мадхва-гаудия-сампрадая. Лотосоподобные стопы Шри Рамануджачарьи — великое прибежище для нас, поскольку они являются настоящей крепостью в войне с философией майявади. Надеюсь, книга «Философия Рамануджи», опубликованная Вами, станет большим подспорьем для вайшнавов всего мира. (ПШП Шри Чакраварти, 22 ноября 1974) [1]

[1] Несмотря на тот факт, что философия "ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы" заключается в одновременном непостижимом отличии (бхеда) и единстве (абхеда) души и Абсолюта, вся проповедь, по сути, построена на крайней Двайта-веданте Мадхвачарьи, представителем которой и является Прабхупада. Проповедуется в основном именно "бхеда" - отличие, но никто толком не говорит про "абхеду" - единство.

Из личного опыта мы также много раз сталкивались с тем, что если в компании преданных ИСККОНа заикнуться о Единстве, тебя сразу считают еретиком, отдаляются от тебя и считают общение с тобой "крайне опасным ввиду падения в страшную майаваду". И тут я действительно говорю "много раз", потому что мы лично сталкивались с этим много раз и в разных компаниях санги ИСККОНа. При этом тот факт, что без Единства (абхеды) данная философия не будет философией Чайтаньи Махапрабху - никому не понятен.

По сути, ИСККОН больше является дуализмом санкхьи или Мадхавы, но никак не "ачинтья-бхеда-абхеда-таттвой" Чайтаньи. Это искажает высшую цель.

Однако, справедливости ради, а также, чтобы обратить ваше внимание, мы приведем несколько цитат Прабхупады и Бхагаватам о единстве.

ШБ и Прабхупада о Единстве

7.9.20 акхилам̇ бхаватах̣ сварӯпам досл: всё есть Твоя Сварупа (т.е., это всё идентично Тебе)

7.9.30 эках̣ — один; твам — Ты; эва — только;

… все сущее — и внутри и снаружи — не что иное, как Ты Сам.

в высшем смысле нет никаких проявлений материальной энергии: все представляет собой энергию духовную. Материальной ее называют тогда, когда присутствие вездесущего Господа в ней не воспринимается. Но на самом деле все духовно.

7.9.31 Этот мир — не что иное, как Ты, и тем не менее Ты пребываешь отдельно от него… все исходит от Тебя и потому неотлично от Тебя. Поистине, мироздание — это Ты, и Ты же — причина его уничтожения.

(…) Все существует во времени, но у времени есть разные фазы: настоящее, прошлое и будущее. В то же время эти фазы едины, ибо в них и проявляется время. (…)

Все в этом мире проходит через три фазы времени — настоящее, прошлое и будущее, но Господь вечно остается неизменным. Этим Он, безусловно, отличается от материального мира, и все же этот мир неотличен от Господа. Не видеть единства между Господом и материальным миром — это авидья, невежество.(…)

7.15.54 Покончив с причинной обусловленностью, душа достигает состояния чистоты и видит себя неотличной от Сверхдуши. Так живое существо достигает трансцендентного уровня.

7.15.57 Тот, кто пребывает внутри и снаружи, кто кладет начало и конец всему мирозданию и всем живым существам, кто дарует наслаждение другим и Сам наслаждается всем — как высшим, так и низшим, — Он и есть Высшая Истина. Он всегда существует как знание и объект познания, речь и предмет речи, тьма и свет. Таким образом, Он, Верховный Господь, есть все сущее.

10.3.53 Хотя одну звали Яшодой, а другую — Деваки, фактически, это была одна и та же личность.

11.24.3 Эта единая Абсолютная Истина, пребывающая вне материальной двойственности, не поддающаяся описанию обычными словами и непостижимая для мирского ума, разделила Себя на две составляющие — материальную природу и живых существ…

11.24.27 а̄тма̄ — изначальный Дух; кевалах̣ — единственный; а̄тма-стхах̣ — пребывающий в Себе Самом;

Как вы понимаете, таких цитат в Бхагаватам - множество. А если вы будете читать и другие писания, вы найдете их еще больше.

Единство и различие - это разные концепции одной реальности. Но ИСККОН явно не принадлежит к философии Чайтаньи. ИСККОН - это дуализм санкхьи или Мадхавы.

Однако, есть и другое мнение, что ИСККОН, это ни Мадхава-сампрадайа, ни ачинтья-бхеда-абхеда Чайтаньи. Давайте посмотрим, что говорит человек в следующем источнике.

Источник 2

https://dzen.ru/media/vadim_ra/tatvavd-i-iskkon-5f39a0f2a95b5667bf34d7c3

Ни один здравомыслящий человек, знающий щāстры (либо после тщательного изучения щāстр) не примет их притязания на родство со школой Мадхвы.

ИСККОН причисляет себя к Мадхва-сампрадае, как дети лейтенанта Шмидта (лжецы) - это просто фиговый лист для сокрытия полного отсутствия традиционной подлинности в самой их школе. ИСККОН является серьёзной угрозой для ведического вайшнавизма, так как распространяет искажённый вайшнавизм.

Последователями ИСККОН зачастую не предпринимается никаких попыток серьёзно проанализировать кардинальные различия философских позиций. В целом, ИСККОН вряд ли может претендовать на статус серьёзной ведической школы, независимо от того, что её приверженцы кричат свои гимны по всему миру.

Вы можете прочитать по пунктам различия школ по ссылке, предоставленной выше. А также замечания о ложности нововведенных стихов, придуманных последователями гаудия-сампрадайи для своих целей.

Отзыв бывшего искконовца:

ИСККОН мне представляется чаном с сахарным сиропом, в котором те, кто сделан из «правильного» теста, будут плавать, как гулаб-джамун и наслаждаться. Вот только проблема в том, что «правильного» теста не бывает, и что многие сделаны и очень разного теста.

Когда попадаешь в ИСККОН это становится очевидно. Ярых приверженцев «бхакти» по пальцам посчитать, зато они рулят ходом событий, и все, кто сделан не из того теста, сидят и черствеют на скамейке запасных.

Кстати, будет верным сказать, что истинных гйани-философов тоже мало. Это большое счастье, прийти в этот мир с уже явным уклоном в бхакти или гйану и отыскать свой путь уже в молодости. Большинство из людей, как ни крути, следуют путем карма-йоги с уклоном в бхакти, гйану или йогу.

Но если в других течениях индуизма это поддерживается, то в ИСККОНе ты становишься изгоем. Если ты сделан из другого теста, тебя будут переделывать, а когда не смогут переделать, отбросят, как ненужный кусок этого теста. Тебе никто там не поможет найти СЕБЯ, тебя заставят переделывать себя.

ИСККОН не помогает найти Единую Истину, ИСККОН дает тебе свой трафарет «истины» и тебе нужно туда «впихнуться».

Но так не работает ни одна религия в мире. К сожалению, ИСККОН – это лишь еще одна теистично-фанатичная философия, которая, если не избавится от своего фанатизма, выродится, потому что мир стремится к единению и принятию. Хоть, может, и не скоро, т.к. их проповедь поставлена на широкий поток.

И все же у меня нет предвзятости, я думаю, что человек, который от всей души стремится найти Бога, он найдет Его в любой религии. Но от фанатизма придется избавляться. Как? Очень хочется всем искконовцам посоветовать прекратить оскорбления других конфессий (особенно адвайта веданты), а также я бы посоветовал всем им хотя бы пройти первый курс по индийской философии. Однако, все эти оскорбления идут от ади-гуру,… не представляю, как вы сможете избавится от этой встроенной программы…