Контейнирующая мать

Бум! Иногда у человека всё взрывается внутри — от чувств и эмоций, которые переполняют. По мнению аналитика Уилфреда Биона, причина может лежать в детстве — в характере взаимоотношений с родителями.

Бум! Иногда у человека всё взрывается внутри — от чувств и эмоций, которые переполняют. По мнению аналитика Уилфреда Биона, причина может лежать в детстве — в характере взаимоотношений с родителями. А конкретнее — в важнейшем механизме контейнирования.

Если у человека развилась высокая способность к контейнированию, то он может не раниться и не разрушаться — как от собственных трудных переживаний, так и переживаний других. Он способен поддерживать окружающих в их непростых чувствах и укреплять, а не разрывать с ними связь.

Обсудили с коллегами из сервиса DoTherapy — при чём тут контейнирующая мать и проживание чувств.

Ненависть, гнев, страх, обида. В детстве мы сталкиваемся с трудными чувствами и не можем управиться с ними без помощи близких.

Чтобы научиться контейнировать свои чувства самостоятельно, сперва нам нужно “впитать” в себя нечто, что позволит их распознавать. Не бояться, принимать и проживать в естественном для себя ритме.

Что происходит в детстве?

Вот вы младенец, лежите в колыбели и начинаете чувствовать голод. Неопознанного источника еды (которого только потом вы назовёте мамой) рядом нет. О, ужас! Вы, конечно, разразитесь слезами — пока единственным доступным вам способом послать сообщение, что вы стоите на грани голодной смерти.

Вы ещё не знаете, что вокруг — целый ансамбль сосредоточенного на вас внимания, и что заботящаяся мама обязательно придёт. Нет, для вас голод — всецело охватывающий ужас, предзнаменование своего исчезновения.

Мама услышала наш зов

Наконец, мама пришла. Мы продолжаем выплакивать все наши болезненные чувства и ощущения ей в надежде облегчить страдание. Мать в свою очередь начинает ощущать в себе всё то, что мы ей эвакуируем. Что происходит дальше?

Мать контейнирующая

Не отвергнет нашу проекцию и идентифицируется с нами. Она в точности различит: этот плач означает голод или испуг, жажду или боль? Принимая наши трудные, эвакуированные ей чувства и ощущения, она проживёт их и, используя опыт и способность мечтать, придаст им значение и в новой смягчённой форме вернёт обратно. Нам — тут же станет хорошо, легко и спокойно. Так, пишет Бион, мать предоставляет нам свой “аппарат для думания мыслями”, пока мы не сформировали собственный.

Контейнирующая мать угадывает наши желания и может обеспечить правильный уход. Она оглаживает, кормит, играет или говорит с нами ласковым голосом. Так она не только удовлетворяет нашу конкретную потребность, но и обучает нас думать, различать и лучше представлять в своей голове собственные ощущения и устройство мира.

Теперь мы можем ещё и дольше выдерживать фрустрацию (невозможность в момент удовлетворить потребность), ведь у нас налаживается представление о хороших отношениях с матерью и в целом с миром.

Какими мы вырастаем?

Когда мать позволяет нам быть помысленными в её голове, принимает наши чувства и понимает потребности, мы учимся слышать и понимать себя, в будущем — находить суть внутренних конфликтов и их возможные решения, а также формируем более зрелые психические защиты.

Во взрослом возрасте нам будет куда естественнее не бежать от осознания тяжёлых чувств и мыслей, чтобы впоследствии вымещать их на других, а уметь понимать, принимать их и проживать бережно для себя и окружающих — этому нас научил контейнирующий взрослый.

Если мать не контейнирует

Вы, допустим, сыты. Но плачете — уже по другому серьёзнейшему поводу. Вас, например, продувает или что-то пугает. Для мамы всё одно — надо кормить! В итоге вы воете ещё пуще, а мама в раздражается: “Не пойму, что не так”. Вы пытаетесь эвакуировать в мать свои непереносимые чувства и болезненные ощущения, а она их не принимает, так что необработанными, они отскакивают вам обратно. Ещё хуже, если тревожная мать наделяет ваши чувства своей болью и возвращает: ребёнок становится хранилищем материнских непереносимых чувств. Иначе говоря, уже он контейнирует её.

Ещё бывает, что дети рождаются очень чувствительными и нетолерантными к фрустрациям. Они эвакуируют слишком много — контейнировать может стать непосильной задачей и для родителей, и всех, кто вовлечён в уход за ребёнком.

Если никто не справляется и дитя не направили к специалисту, у него развивается гипертрофированный аппарат для проективной идентификации. Это значит, что он будет вынужден отвергать свои чувства и без конца эвакуировать их, выращенных в монстров из чувств, “сжигая” и себя, и всё вокруг.

Можно ли развить контейнирование взрослому?

Да, в любом возрасте вы можете научиться быть со своими трудными чувствами. Эффективнее всего это делать в терапии. Отношения с терапевтом становятся достаточно близкими и искренними, чтобы настоящие чувства проявились и были приняты. Но в то же время они сохраняют необходимую дистанцию, чтобы не поглотить терапевта, а научить клиента с бережным вниманием относиться к своим чувствам и хорошо заботиться о себе.